marinaizminska (marinaizminska) wrote,
marinaizminska
marinaizminska

Category:

Виктор Пелевин "Тайные виды на гору Фудзи"

Вчера дочитала роман Виктора Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи», выигранный ранее в группе ВК "Клуб критики" . Пишу обещанную рецензию.

Книга производит очень противоречивые чувства. Если брать сюжет в целом, вмещённый между первой и последней обложкой, то это довольно интересно. Но если углубиться именно в чтение, перелистывая и не пропуская ни одной странички текста, то это ад адский и читать это невозможно, чтобы самой потом не свихнуться с ума.

Попробую внятно пересказать сюжет. Подходя к определённому возрасту и/или социальному статусу человек упирается в некий психологический и жизненный тупик, задаваясь вопросом «Что дальше?» или «Что делать?», обычно это называют кризисом среднего возраста. В книге чередуются 2 сюжетные линии и в конце сходятся в одну точку, финал, скажем так. Это истории Феди и Тани, которые в школе были одноклассниками. Федя был ботаником и задротом, до потери пульса влюблённым в Таню, а та была красивой девочкой от слова «очень», даже скорее «бесподобно», поэтому и игнорировала Федины чувства.


Таня довольно рано, наверное, ещё с садика поняла, что красота – это страшная сила и оружие воздействия на мужиков. Поэтому вся её жизнь прошла в статусе любовниц богатых мужчин, у которых она жила на содержании, один из которых даже подарил ей квартиру. Но… с возрастом красота увядает и мужчины уже не на сорокалетнюю женщину клюют, а на юных двадцатилетних нимф. Таня поняла, что к внешности надо некое внутреннее наполнение, и окончила юридический. Правда мужиков у неё от этого больше не стало.

Федя – очень состоятельный бизнесмен, занимающий хоть и нижние строчки, но всё-таки списка Forbs. Купив всё, что можно купить за деньги – яхту, вертолёт, «хоромы», хаммер и пр. он в какой-то момент понял, что всё это его уже не радует. Нет в его душе тех искренних чувств – счастья, радости, трепета и прочего спектра, которым изобилуют люди попроще, в самом начале жизненного пути, так сказать.
Проблему решить взялся владелец компании «Fuji (ё)» Дамиан. Фишка компании – впаривать богатому клиенту любую дичь, благо у того денег, как годовой бюджет какой-нибудь небольшой европейской страны.

Первым тайным желанием Феди было вернутся в прошлое. Ещё будучи школьником старших классов, если они по осени собирать картошку, жили в какой-то глуши, мылись в бане. Самым приятным воспоминанием было то, когда он подсматривал в бане за голой Таней, а когда она вышла из бани, завёрнутая в жёлтое полотенце с пальмами, то он стоял на улице рядом с входом, держась за лацканы синего слесарного халата. Вот этот момент за Федины деньги и был воспроизведён. К Тане домой пришёл Дамиан, дал 7000 евро (потом в разговорах всплывала цифра 20 тыс., т.е. большая часть суммы осела в кармане Дамиана), документы на подпись и сумку с полотенцем примерно той же расцветки, что и тогда. На следующий день за Таней заехали на машине, привезли в ту самую деревню, она разделась, завернулась в полотенце и потопала к бане. Там уже ждал её Федя в синем слесарном халате. Повернулся к ней и сделал то, на что не решился тогда, 20 лет назад … распахнул халат, показал своё тщедушное голое тельце с ничем не примечательным «центром композиции» и ускакал. А Таня так и осталась стоять босая в полотенце – вещи её остались в машине, которая уехала, а дорога домой фирмой не была предусмотрена. Была осень…

Но это не принесло Феде каких-либо ярких душевных переживаний, ему даже жаль стало Таню, за то, что он так с ней. И решился Федя счастья искать в духовных практиках. Он и два его друга (такие же безлимитные кошельки) решили выписать себе трёх буддистских монахов и с их помощью постигать джаны – это такие степени буддистского медитативного просветления. Всего их восемь, но обычным людям желательно не ходить дальше первых четырёх. Богатые люди на то и богатые, что решили не своим собственным трудом взбираться по этим четырём джанам на верхушку духовного блаженства (там же и должны быть эти утерянные счастье и радость), а с помощью некоего замысловатого мозгового оборудования в виде пульта с дорожками-переключателями, двумя космонавтскими шлемами, утыканными изнутри датчиками, крепящимися к голове и соединёнными толстыми кабелями. Монах и клиент одевают шлемы, первый входит в дзен и по проводам передаёт его второму. Долго они постигали эти джаны, обмениваясь впечатлениями о полученных ощущениях и о том, чем эти четыре уровня джан отличаются друг от друга. Но… у монахов закончился контракт, они не стали его продлевать и отбыли обратно в свой буддистский монастырь. Других монахов найти не удалось, по какой-то причине они все как один отказывались.

И тут началось непредвиденное. Прекращение духовных практик, осваиваемых неподготовленными к этому умами, затуманенных алкоголем и кокаиновыми дорожками, дало синдром отмены. Мир начал восприниматься как-то необычно, пронзительно, остро, т.е. обычные люди его так не воспринимают. Всё шло к тому, что у всех троих просто вырвет кабинку, и они будут в дурдоме пинать тараканов. Что же делать? И снова Дэмиен пишет бизнес-план по духовной деградации, которая должна была нивелировать эффект духовных практик. Дальше пошла реализация плана, останавливаться на этом не буду, т.к. не интересно.

Что же было с Таней? Она оказалась в глуши, босая, в одном полотенце и без вещей вообще. В лесу набрела на грибника. Тот дал ей свои сапоги, куртку и денег на электричку до Москвы. Написал ещё телефон некоего Жизелло, сказал, что тот помогает таким потерявшимся женщинам, как она. Добралась Таня до Москвы, позвонила Жизелло, по телефону мужской очень раздражённый голос сказал, что Жизелло нет, есть Жизель и продиктовал адрес. По адресу оказалась квартира со спорт залом (маты и «железо») и комнатой для каких-то презентаций и процедур. Дверь ей открыл здоровый, бритый накачанный мужик. Это и была Жизель. И это не накачанная женщина, как можно было подумать, а реально мужик, но который внутренне почему-то считает себя женщиной и просит называть его Жизель, «не Жизелло, а как в балете». Он даже снял штаны и показал Тане своё «хозяйство» с реально работающими четырьмя яичками. При этом он ещё дополнительно колол себе тестостерон, качал мышцы железом и пил протеиновые коктейли. Он порекомендовал Тане новый режим питания и дал некую большую таблетку, которую нужно было выпить перед сном на определённой фазе Луны и постараться запомнить то, что приснится – это очень важно.

Таня так и сделала. Ей приснилось, что она сидит на троне на плоской вершине пирамиды со ступеньками, служанки создают вокруг неё ветерок большими опахалами. А сама она … голая, жирная, с поросшими шерстью ногами, «кусты» были повсюду, отвисшая грудь вскормила огромное количество потомства. При этом к подножию пирамиды приводили молодых мускулистых воинов, которые приходили от неё в восторг и сражались друг с другом за её благосклонность. Можно было подумать, что это далёкое прошлое, ещё матриархатное, но … по небу пролетел спутник, оставляя на голубом фоне инверсионный след. Другими словами, Танин сон – это будущее.

Таня пересказала сон Жизели, та сказала, что это «сон Аманды» и Тане надо встретиться с Клариссой. Клариссой оказалась чернокожая красивая женщина, свободно говорящая по-русски. Встретились они в той же квартире у Жизели, в комнате с диапроектором Таня посмотрела презентационный фильм про патриархат. В современном обществе женщина – это раба мужчин. Ей навязали крайне дискомфортные требования к внешности – быть худой, с бритым телом, длинными волосами на голове, тратить уйму денег и усилий на косметику, причёски, маникюр, носить высокие каблуки, даже если это крайне нежелательно для здоровья. И ведь это всё надо не ей самой, а мужчинам. При этом мужчина может быть сколько угодно страшным, обрюзгшим, мерзким, главное, что богатый и при власти. А в природе всё наоборот – павлин яркий, а курочка павлина невзрачна, тот же лев с гривой, весь такой шикарный, львица с более скромной внешностью, по сравнению с ним.

Далее Клэр рассказала Тане, что за матриархатом будущее, главное – знать, как пользоваться своей женской силой, неким крюком на верёвке, который женщина достаёт из своих приятных мест и цепляет им мужиков и вообще может внушить им, что выглядит красивее, чем она есть на самом деле – если держать голову под определённым углом и мысленно натягивать на голову мужчине образ своей внешности, не теперешней, а какой ты была в юности или вообще любой другой красивой внешности, но похожей на тебя саму, то мужчина всегда будет считать тебя бесподобной красоткой, как бы ты ни выглядела на самом деле и сколько бы лет тебе ни было. Но эту женскую магию, практику надо осваивать. А ещё надо пройти обряд в лесу.

Жизель, Таня, Клэр и некая женщина (вроде бы из бурятских шаманок, судя по шапочке со свисающими на ниточках бусинками) провели ночь в лесу. Развели костёр, Таню запихали в спальный мешок, связали ремнями, дали что-то выпить и сказали, что надо забрать верёвку у игуаны, предупредив, что она будет отнекиваться и не захочет отдавать. Сознание Тани оказалось в некой другой реальности, у подножия горы-вулкана Фузди. Девушка поползла к его вершине и заглянула в жерло. Там бурлила магма, в чёрно-алом рисунке которой Таня разглядела ящерицу (она же и есть игуана). Таня прыгает вниз и гонится за ящерицей, та убегает, по дороге трансформируется то в мужика в вагоне метро, то в женщину в красном платье, затем борется с женщиной, даже душит её, требуя отдать ей верёвку, и та в итоге отдаёт. Таня взлетает к небу, в белых облаках находит круглую прореху и схватившись за края руками, приходит в себя – просыпается в спальном мешке в лесу.

После этого она начинает практиковать работу с верёвкой и крючком. Женит на себе Федю, не бреется вообще, но благодаря её женским практикам тот считает жену невероятно красивой, хоть его и плющит иногда от её небритых подмышек, но находится у неё в рабстве и полной моральной зависимости.

Это краткий пересказ романа. Честно скажу, что чтение далось мне с большим трудом, т.к. ненормативная лексика, имеющаяся в произведении, сильно роняла его художественную ценность. Общение Феди с друзьями на блатные темы вызывало полное отторжение. Двоякость восприятия написанного возникала оттого, что сюжет в целом можно назвать любопытным, но вот исполнение довольно топорным, ужасным, всё время возникала мысль о том, что курил автор, когда всё это писал и как самой не слететь с катушек после этого бреда. Но! Скажу, что чувствуется мастерство автора, что за плечами у него массивный литературный опыт, иногда юморное и ироничное построение предложений вызывало искреннюю симпатию.

Чтобы меня не сильно пинали ногами фанаты Виктора Олеговича, предлагаю почитать Марьяну Романову, хотя бы для начала «Мёртвые из Верхнего Лога», хотя у автора масса «жутких» книг, которые лично мне заходят с большим восторгом. Почитайте и вы поймёте, почему это творение я оцениваю без особой радости.


Tags: Досуг, Книги, Мысли вслух, Фото
Subscribe

  • Город Матера, юг Италии

    Чуть ранее я писала пост О фильме "Страсти Христовы". Мел Гибсон снимал фильм на юге Италии в городе Матера. Обещала показать Вам свои фотки…

  • Осталось мало мела (про витамины)

    Вчера по телику смотрела "Уральские пельмени". Не нашла этот номер отдельно, здесь на видео смотрите с 22-й по 29:35 минуты - про фармакологию.…

  • Как увлажнить воздух в квартире?

    Осенью, когда включают отопление, да и в любое время года, люди часто сталкиваются с тем, что в квартире сухой воздух. Сегодня расскажу о том, как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments