marinaizminska (marinaizminska) wrote,
marinaizminska
marinaizminska

Categories:

Полоцк музейный ч.2

Альбом купила в Софийском соборе о музеях г.Полоцка, очень познавательно...
Музей книгопечатания


Путешествуя по улицам древнею Полоцка невозможно не зайти в храм книги, которым является Музей белорусского книгопечатания. Расположенный дверь в дверь с Богоявленским собором, музей демонстрирует духовную связь времен и традиций.
Экспозиция была открыта в помещении бывшей Братской школы, которая существовала при мужском Богояв-ленском монастыре. Сегодня это единственный в стране музей такого направления, где собраны и сохранены для по-томков памятники письменности (не только рукописи и старопечатные книги, но и современные издания Беларуси), здесь продолжаются традиции славных полоцких просветителей Евфросинии Полоцкой, Франциска Скорины, Симе-она Полоцкого, которые серьезно всматриваются со своих портретов на посетителей в первом зале музея.
В музее заботятся о сохранении живого, красивого, сочного белорусского слова, проводятся экскурсии на бело-русском языке. В одном из последних залов возвышается величественная скульптура в образе женщины с лицом из фресок — образ родного языка — символическая скульптура Павла Войницкого «Посвящение родному слову».
Музей работает всего 16 лет, но за этот небольшой срок сотрудниками собраны интересные коллекции белорус-ских изданий разных времен, книг на польском и латинском языках, которые издавались на территории Беларуси, большое количество газет и журналов. Нельзя без волнения смотреть на страницы, с которых дышит сама история, которые увидело столько глаз, потрогало столько рук: «Евангелие учительное» 1595 г. виленской типографии братьев Мамоничей, венецианское издание Иеронима Фалецкого «12 речей» 1558 г., произведения Горация, изданные в 1803 г. в Полоцкой иезуитской типографии, и др.
Посетив 15 залов музея, которые расположились на двух этажах, чувствуешь гордость за белорусскую книгу, уважение к людям, которые ее создавали. Тем более, что история белорусской печатной книги начиналась от сына «славного града Полоцка» Франциска Скорины, которому посвящен один из самых красивых и просторных залов музея. Здесь можно узнать много нового о жизни и творчестве первопечатника. А чтобы почувствовать атмосферу, представить процесс создания старопечатной книги, вас приглашают зайти в реконструированную типографию XVII — XVIII вв., где так сосредоточенно работают наборщик и печатник.
Тем, кто хочет узнать о создании рукописных книг времен Евфросинии Полоцкой, будет интересно заглянуть в мастерскую-скрипторий, где старательный монах-переписчик с пером в руке склонился над своим столом, стара-тельно выводя букву за буквой, строку за строкой, — пока вся книга не будет написана.
Полторы тысячи музейных экспонатов, которые экспонируются в залах музея, — это история книги и письмен-ности, история книгописания и книгопечатания. Стр.№1, Стр.№2

Музей – библиотека Симеона Полоцкого


В здании бывшей Братской школы, среди залов Музея белорусского книгопечатания разместился оригинальный музей, который объединяет экспозицию с научной библиотекой и читальным залом. Общее художественное оформление его соответствует интерьеру западноевропейской библиотеки конца XVII — начала XVIII в.: с де-ревянными книжными шкафами в два яруса, гипсовыми бюстами философов, большим глобусом в центре зала и многочисленными копиями рукописей и фигурных стихов Симеона Полоцкого на стенах. Идея создания такого музея именно в этом месте — не случайна. Когда-то, еще до строительства в конце XVIII в. жилого корпуса бывшего мужского Богоявленского монастыря (кстати, по проекту известного итальянского архитектора Джакомо Кварен-ги), тут находилась деревянная школа, в которой преподавал известный полочанин Симеон. Экспонаты музея рас-сказывают не только о полоцком периоде его жизни, но и о годах учебы в Киеве и Вильно, о переезде в Москву и московском периоде.
Большое внимание в экспозиции уделяется педагогической, литературной и издательской деятельности Симеона Полоцкого, тем более что в музейных витринах находятся оригиналы книг Симеона: «Вечеря душевная», Москва, 1683; «Тестамент», Москва, 1680; «Жезл правления», Москва, 1753. Фото: Стр.№1, Стр.№2,

Художественная галерея


Полоцк с давних времен воспринимался как центр пересечения разных культур, что в свою очередь отразилось на развитии экономики, политики и художественной жизни города. До сегодняшних дней сохранились свидетели су-ществования своеобразной полоцкой школы архитектуры и живописи — Спасо-Преображенская церковь с фреска-ми XII в., археологические остатки еще пяти храмов того же периода. Об этом и других эстетических вкусах по-лочан, которые вобрали все лучшее из византийских и европейских образцов, можно узнать в залах Художест-венной галереи.
Постоянная экспозиция галереи была открыта 7 сентября 2002 г. в одном из трехэтажных корпусов бывшего иезуитского коллегиума — памятника архитектуры XVIII в. С 1788 по 1820 г. здесь находились музей и картинная галерея. Коллекциями, собранными полоцкими иезуитами, сегодня могут гордиться музеи, библиотеки и универси-теты Москвы, Санкт-Петербурга, Вильнюса, Минска, Польши и Ватикана. Полоцк же, утратив ценные коллекции, сохранил величие архитектурного комплекса в стиле барокко и особую ауру, которая когда-то вдохновляла на творческие достижения Федора Толстого, Рафаэля Слизеня, Валентия Ваньковича, Каспара Боровского и многих дру-гих воспитанников полоцких иезуитов.
Тем не менее сегодня в Художественной галерее представлены музейные предметы, которые являются раритетами, призванными пробудить историческую и художественную память о нашей земле. Среди них стеатитовая иконка XI в. с изображением святых Константина и Елены, крест-энколпион XI в. с серебряной инкрустацией, фрагменты фресковой живописи XI—XII вв., написанные специально для полоцких храмов уникальные иконы XVIII в., светский портрет Эльжбеты Огинской (возможно, написанный одним из художников Полоцкого иезуитского коллегиума в 1760 г.). Современным музеям трудно сформировать богатую и полноценную художественную коллекцию, поэтому XX в. представлен работами белорусских художников только с 1935 г.
Экспозиция второго этажа галереи знакомит посетителей с коллекциями живописи, графики, скульптуры и деко-ративно-прикладного искусства в хронологической последовательности. Существующая коллекция позволяет предста-вить все основные периоды развития белорусского искусства с их стилистическими и философско-этическими осо-бенностями (социалистический реализм, «суровый стиль», «семидесятники» и т. д.), а также познакомить с творчест-вом художественных объединений «Немига-17», «4-63», показать произведения выдающихся авторов. Здесь пред-ставлены живописные, графические и скульптурные произведения известных художников, среди которых: В. Бялыниц-кий-Бируля, ЯДроздович, С.Катков, А.Толкач, Л.Ран, В.Цвирко, Р.Кудревич, Г.Ващенко, А.Марочкин, А.Малишевский, Н.Счастная, А.Кузнецов, М.Бущик, ЗЛитвинова, С.Каткова, И.Басов, В.Слободчиков, АШатерник, Г.Горовая, В.Шилко, Р.Вашкевич, А.Коновалов, С.Тимохов, В.Васильев, ОЛадисов, А.Соловьев, АКашкуревич, Г.Поплавский, В.Басалыга, АПоследович, ЮЛковенко, Г.Шутов, ЛАнтимонов, АМедведский, ВЛяхович, В.Аукьянов и др.
Художественная галерея имеет возможность знакомить полочан и гостей города также с творчеством молодых белорусских и зарубежных художников. Экспозиционные площади третьего этажа, отведенные под сменные вы-ставки, лектории по искусству и музейно-педагогические занятия, позволяют вести постоянный диалог между ху-дожниками и зрителями, получать информацию о культурном прошлом и поддерживать новое в белорусском искус-стве, достойное внимания. Фото Художественной галереи

Музей традиционного ручного ткачества Поозерья


Об особенностях ручного ткачества Поозерья (Глубокский, Миорский, Шарковщинский, Верхнедвинский, По-ставский, Докшицкий и Полоцкий районы Витебской области), истории и традициях этого ремесла повествует экспозиция музея, который открыл свои двери перед посетителями в декабре 1998 г.
В Беларуси ткачество известно с глубокой древности, о чем свидетельствуют археологические находки (прясли-цы, отпечатки ткани на керамических изделиях, древние орудия труда). Это самый распространенный и древний вид народного декоративно-прикладного искусства, непосредственно связанный с изготовлением предметов быта: по-стилок, скатертей, ручников и др.
Музейная экспозиция размещается в трех залах и освещает традиционный процесс создания тканых изделий кон-ца XIX — начала XX ст. — от посадки льна до получения готового изделия.
Модель самого ткацкого ремесла представлена Мировым древом, мотив которого встречается в декоре тканых и вышитых изделий и символизирует вечность и бесконечность жизни, выступая в качестве звена между вселенной и человеком.
Корни Мирового древа повествуют о таинствах выращивания и первичной обработке льна, ствол — об изготов-лении ткани и ее использовании в жизни человека, крона — о загадочном свете мифологических символов и значе-ний, которые зашифрованы нашими предками в многочисленных орнаментах и украшают почти каждую домотка-ную вещь. Возможность видеть и пробовать читать разноцветные закодированные послания на рушниках, празд-ничных одеждах, покрывалах, которые экспонируются в музее, приобщает посетителей к уникальному наследию традиционной белорусской культуры.
Если хлеб — всему голова, то лен — всему душа. Это особое растение, которое может накормить, излечить и согреть тело и душу. Фото музея ткачества

Стационарная выставка «Прогулки по Нижнее-Покровской»


Уникальная историческая территория должна иметь такие места, где бы житель города или турист мог ощутить веяние истории. В этом плане интересной и своевременной стала стационарная выставка «Прогулка по Нижне-Покровской». Она открылась в мае 1998 г. в памятнике архитектуры конца XVII в. — домике Петра I. Экспозиция создана на основе ценного и содержательного музейного памятника 1910 г. — «Путеводителя по городу Полоцку», изданного в Полоцке в связи с перенесением мощей святой Евфросинии Полоцкой из Киева, и является первой в Беларуси монографической экспозицией, посвященной истории улицы в определенный отрезок времени (1910). Экспозиция знакомит с историей улицы Нижне-Покровской, рассказывает о людях, живших на этой улице, о по-стройках и учреждениях, которые находились там в то время.
Экспозиционная площадь составляет 110 квадратных метров. Экспонируются 196 музейных предметов.
Название улицы — Нижне-Покровская — появилось после того, как в 1781 г. в конце бывшей улицы Великой была построена Покровская церковь. В конце XVIII в. на карте Полоцка, ниже и выше храма вытянулись в направ-лении к древней Софии, параллельно Западной Двине, Верхне-Покровская и Нижне-Покровская улицы. Церковь сгорела во время большого полоцкого пожара в мае 1900 г. Несколько раз предпринимались меры по восстанов-лению храма. Только в октябре 2004 г. полочанам удалось осуществить задуманное. Покровская церковь существу-ет, и улица на берегу Двины также может в скором времени вернуть себе былое название. Фото стационарной выставки

Музей боевой славы, Музей-квартира З.М. Туснолобовой - Марченко


Древний Полоцк за свою многовековую историю вынес на своих плечах нелегкий груз многочисленных войн. Не миновали его и суровые испытания Великой Отечественной. Более двух недель под руководством комбрига А.И. Зыгина бойцы 174-й стрелковой дивизии и Полоцкого укрепленного района героически сдерживали натиск превос-ходящих сил врага. Не случайно немецкие генералы дали Полоцку название «крепость».
Массовый героизм проявили солдаты 4-й ударной и 6-й гвардейской армий в ходе Полоцкой наступательной операции в июле 1944 г. Около 100 воинов получили высокое звание Героя Советского Союза за подвиги, совершен-ные ими на Полоцкой земле.
За три года немецкой оккупации в концлагерях и гетто Полоцка погибло более 200 тысяч человек.
С первых дней оккупации в городе стало действовать подполье, а летом 1942 г. А.Я.Марченко создал первый на Полотчине партизанский отряд, который позднее был преобразован в 3-ю Белорусскую партизанскую бригаду. В де-сяти километрах от Полоцка дислоцировалась знаменитая партизанская бригада «Неуловимые», которой командовал Герой Советского Союза М.С. Прудников. Партизанские отряды и бригады Полотчины стали впоследствии состав-ной частью Полоцко-Лепельской партизанской зоны.
Далеко за пределами Беларуси известно о партизанской операции «Звездочка», в результате которой были спасе-ны и отправлены на Большую землю более 150 воспитанников полоцкого детского дома.
В тылу врага и на передовой полочане не щадили сил и жизни, приближая час победы. 14 уроженцев города за проявленные в боях героизм и мужество были удостоены звания Героя Советского Союза, 3500 полочан награжде-ны орденами и медалями.
Все эти и другие факты периода Великой Отечественной войны освещаются в экспозиции Музея боевой славы, который был открыт в 1975 г. рядом с величественным памятником — Курганом Бессмертия. На экспозиционной площади в 304 квадратных метра представлены более 1000 музейных предметов, среди которых есть уникальные документы, фотоснимки, образцы артиллерийского и стрелкового вооружения советского и иностранного произ-водства, предметы фронтового и партизанского быта, награды и отдельные документы полочан — Героев Советско-го Союза.
Среди последних почетное место занимает комплекс, посвященный З.М. Тус-нолобовой-Марченко, а недалеко от Музея боевой славы, на улице имени 23 гвардейцев, находится МУЗЕЙ-КВАРТИРА, где почетный гражданин По-лоцка, Герой Советского Союза, мужественная медицинская сестра провела последние годы своей жизни. Небольшая экспозиция посвящена судьбе необыкновенной женщины, чья военная биография и послевоенная жизнь не могут не вызывать восхищения. Уроженка полоцкой земли Зинаида Туснолобова за короткое время пребывания на фронте вынесла с поля боя более 100 раненых, однако в одном из боев сама была тяжело ранена. В результате многочис-ленных операций врачи ампутировали 23-летней девушке руки и ноги. Оказавшись в тяжелом положении, она нашла в себе силы для того, чтобы жить и работать. Солдаты на фронте знали о мужественной медицинской сестре и мстили за нее врагу. На подступах к Полоцку в 1944 г. можно было встретить танки, на броне которых было написано «За девушку из Полоцка». В победном мае 1945 г. Зинаида Туснолобова соединила свою судьбу с Иосифом Марчен-ко, которого встретила и полюбила еще до войны. Сейчас в Полоцке живут их сын и дочь.
Рядом с музеем-квартирой Героя Советского Союза З.М.Туснолобовой-Марченко находятся развалины костела Святой Анны (XVIII в.) бывшего Бернардинского монастыря и место боя, в котором погибли, освобождая Полоцк от врага, 23 гвардейца. Именно их подвигу посвящена одна из песен известного российского барда Юрия Визбора:
...Четырнадцать атак сталью тугою
Бились об этот малый десант.
Спасибо Вам за все, товарищ Григорьев,
Командир героев, старший лейтенант.
Вот берег и река грохотом полны,
И мост под танками мелко дрожит.
— Товарищ генерал, приказ ваш исполнен,
Да некому об этом вам доложить... Фото музея боевой славы

Детский музей


Мир детства. Безоблачный и счастливый, разноцветный и многоголосый, любопытный и непоседливый, улыбчивый и серьезный. Возможно, такой же улыбчивый, как средневековый школяр, гостеприимно зазывающий в Детский му-зей, или такой же серьезный, как девочка с солнечными часами, присевшая на парапет и словно приглашающая за-думаться о стремительно уходящих мгновениях. Остановить мгновение, казалось бы, невозможно, да и машину вре-мени АО сих пор так и не изобрели. А если попробовать?
Ведь не зря взрослые посетители Детского музея пишут: «...Я смог поползать на коленях! У-у-х! И все пощупать. Я снова ребенок! Я счастлив!» (16.7.2005).
Пространство Детского музея — это пространство фантазий, яркое и образное по форме, разнообразное по со-держанию.
Вот сооружение, внутрь которого можно войти и словно через иллюминатор рассмотреть знакомые предметы, название которым — часы. Но оказывается, что они не такие уж и знакомые, что под крышкой часов хранится много тайн и загадок. Но об этом мы узнаем после, а пока... что там дальше?.. Чей это рыжий хвост? Лиса?! А ей что здесь нужно? Ну конечно, эта плутовка ждет своего «посетителя», которого можно легко обмануть, потому что он не умеет пользоваться безменами, настольными весами, да и вообще не знает ничего о весах и мерах веса. Пожа-луй, деньги пока надо покрепче зажать в кулачок и... рассмотреть вот это необычное строение, напоминающее коло-кольню. Вы слышите, как звонко и заливисто звенит Валдайский колокольчик? А почему у него такой звонкий голос, а где у него язычок, а когда... а кто... а что..?
Удивительно, но на все эти вопросы есть ответы! Так вот что такое Детский музей! Это своего рода машина времени, благодаря которой мы можем отправиться в путешествие по миру привычных вещей, перенестись в про-шлое и попытаться приоткрыть завесу будущего, пусть даже в своих фантазиях.
Оставим наших маленьких посетителей в первом зале музея и продолжим увлекательное путешествие — загля-нем во второй зал.
Здесь каждый посетитель, независимо от возраста, может познакомиться с заинтересовавшей его коллекцией, най-ти в путеводителях нужную информацию. Музыканту интересно будет узнать об истории звукозаписи, фотограф может сравнить свою коллекцию фотоаппаратов с музейной, а те, кто собирает марки, открытки, конверты, смогут внимательно рассмотреть витрины-барабаны и познакомиться с историей изобретения первой марки.
А что же наши малыши? Их, безусловно, заинтересуют самовары и возможность поиграть в игру «Как вода с ог-нем подружились», для них старшие ребята (а возможно, и родители) принесут свою любимую коллекцию и размес-тят ее в витрине-сюрпризе...
И вот, наконец, наше терпение вознаграждено. Кто-то не то с удивлением, не то с гордостью (сам ведь догадался!) говорит: «А ведь все эти предметы придумали люди. И, оказывается, каждый предмет проживает свою жизнь и остав-ляет о себе память, а человек по своей сути изобретатель, созидатель, творец, а не разрушитель».
Внимательно смотрят с фотографий те, кто жил в городе много лет назад. Они словно хотят спросить нас, ны-не живущих полочан, продолжаем ли мы славные традиции; они словно ждут рассказа о нашей роли в написании но-вых страниц истории Полоцка. Фото Детского музея


Природно – экологический музей


Полотчина — часть Белорусского Поозерья, край живописной природы. Флора и фауна региона богата и разнооб-разна. Но в настоящее время, как и везде, существует немало проблем в сохранении этой красоты, богатств, а глав-ное, создании соответствующих условий для жизни человека. Полотчина — регион с довольно напряженной эколо-гической ситуацией, высокой степенью концентрации промышленности и освоенностью территории, где наблюдает-ся тенденция к уменьшению богатой и разнообразной фауны в лесах.
Проблемы сохранения флоры и фауны можно разрешить только совместными усилиями всех заинтересованных служб и лиц. Успех и скорость решения экологических проблем зависит от того, насколько экологически грамотным будет современное человечество.
Человека в любом возрасте тянет на природу, но не всем удается побывать в лесу, у водоема, а тем более встре-титься с их обитателями. Частично эту проблему и решают в настоящее время музеи природы, в числе которых и Полоцкий природно-экологический музей.
Он открыл свои двери перед посетителями 3 сентября 2005 г., во время проведения в городе республиканского экологического фестиваля. Бывшая водонапорная башня, построенная в 1956 г., после реставрации была приспособ-лена под экспозицию музея. Высота этого необычного строения (более 30 м) позволила создать 4 экспозицион-ных уровня. Музейные предметы, расположенные в них, призваны показать природу как ценность и часть челове-ческого существования, а человека — как часть природного космоса. В основу экспозиции положен конфликт чело-века с природой, эффективное освоение природы человеком.
Экспозиция строится таким образом, что посетитель сначала имеет возможность полюбоваться родной приро-дой, знакомыми и такими близкими ему с детства пейзажами. Здесь представлены многочисленные слайды с вида-ми белорусского ландшафта.
Но по мере подъема картина меняется. Красочные пейзажи сменяются повседневными, привычными для на-ших глаз техногенными просторами. В результате человеческой деятельности в природе происходят изменения, че-ловек доминирует и нарушает экологическое равновесие, совсем забыв о том, что нашей планете угрожает эколо-гический кризис, и Природа просит помощи. Об этом повествует экспозиция следующего уровня, где идет рассказ о существовании природоохранных территорий Беларуси: пущ, заповедников, заказников...
Музейная экспозиция последнего, четвертого уровня, заставляет посетителей задуматься о том, где и как найти гармонию в отношениях человека с природой.Фото Природно-экологического музея
Tags: Беларусь, Статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments