marinaizminska (marinaizminska) wrote,
marinaizminska
marinaizminska

Categories:

Полоцк музейный

Полоцк музейный.


Полоцк представляет собой уникальную историческую территорию, памятники которой охраняются, изучаются, реставрируются и приспосабливаются под музейные экспозиции. Недвижимые памятники (архитектурные и ар-хеологические) включены в музейное собрание Национального полоцкого историко-культурного музея-заповедника и являются музейными предметами. Сам заповедник с его охранной зоной, существующими и буду-щими музеями является ядром, вокруг которого создаются условия для превращения исторического Полоцка в го-род-музей. Сегодняшний уровень развития музейного дела в городе позволяет надеяться на возможность получе-ния Полоцком такого статуса в недалеком будущем.
Музейные традиции Полоцка берут начало с XI—XII вв., когда в Софийском соборе и Спасском монастыре начали собирать книги и иконы. Условно монастырские собрания можно назвать коллекциями музейного характера. Их су-ществование в XI—XVIII вв. стало фундаментом, на котором с создания музея в Полоцком иезуитском коллегиуме началось музейное строительство в городе.
Развитие музейного дела в Полоцке отображает историю самого города и страны в целом и подразделяется на следующие периоды:
1780—1926 гг. — от музеев учебных заведений до Краеведческого музея;
1926—1967 гг. — деятельность Краеведческого музея;
1967—2000 гг. — создание структуры Историко-культурного музея-заповедника
Начало первого периода было связано с просветительским характером предмузейных собраний, дифференциаци-ей наук и реформированием в сфере образовательной политики Российской империи в связи с присоединением к ней новых территорий в результате разделов Речи Посполитой, поэтому развитие музейного дела в Полоцке имело об-щеевропейские черты. Стараниями полоцких иезуитов был создан крупный музей при иезуитском коллегиуме (1788—1820), который стал одним из первых музеев при учебных заведениях на территории Беларуси. Большое ко-личество музейных предметов, разделенных на коллекции, экспонировалось в залах трехэтажного корпуса, спроекти-рованного и построенного специально для музея генералом ордена Г.Грубером. Музейное собрание расширяло круго-зор учащихся, знакомило их с общечеловеческими ценностями, формировало художественный вкус, способствовало усвоению знаний, побуждало к исследованию природы и истории Полоцкой земли. Образовательно-воспитательная функция Музея иезуитского коллегиума и академии заложила фундамент, на котором создавались музейные тради-ции Полоцка.
Главный вклад в музейное дело Полоцка других учебных заведений (пиарского училища и кадетского корпуса в 1820—1918 гг.), пришедших на смену иезуитскому, заключался в научном и материальном фиксировании жизни и деятельности пиаров и кадет. Новое развитие в тот период получил процесс презентации коллекций. Они экспони-ровались на художественно-промышленных выставках, которые проводились в России и за рубежом. Отличительной чертой развития музейного дела стала активная выставочная деятельность.
В период, когда Полоцк находился в составе РСФСР (1918—1924), музейным строительством в городе занима-лись отдел народного образования, окружная комиссия по охране памятников старины и искусства, а с 1925 г. — крае-ведческое общество. Подготовка к созданию Краеведческого музея совпала с началом открытия первых советских музеев и выработкой основных законодательных актов, которые регулировали музейное строительство на территории РСФСР, БССР и СССР. Отличительными чертами того периода были: использование в музеетворческом процессе дореволюционных кадров художественной и научной интеллигенции; удачно найденные организационные формы для сбора и сохранения музейных ценностей; факт создания феномена городского музея, заключавшегося в процессе музеефикации памятников истории и культуры, и выхода музейного строительства из сферы любительского крае-ведческого движения.
Следующий период (1926—1967) начался с открытия Краеведческого музея, который содействовал сохранению историко-культурных ценностей и воспитанию самосознания горожан, консолидировал общество и стал формой про-явления демократической самодеятельности населения по отношению к национальному наследию. Процесс демокра-тизации в области культуры, начавшийся после 1956 г., повысил интерес общества к отечественной истории, что в свою очередь содействовало развитию музейного дела и реставрации памятников архитектуры. В 1960-х гг. ком-плексный подход к изучению и сохранению историко-культурного наследия стал отличительной чертой деятельности Полоцкого краеведческого музея, на базе которого в 1967 г. был создан Полоцкий историко-культурный музей-заповедник.
Третий период музейного строительства в Полоцке (1967—2000) начался с решения проблем сохранения истори-ко-культурного наследия на государственном уровне и создания условий для полноценной реставрации памятников истории и культуры. В результате их музеефикации в структуре Полоцкого историко-культурного музея-заповедника в период с 1967 по 2000 г. было создано 8 постоянных музейных экспозиций, объединенных истори-ческой территорией города в единый комплекс. В 1980—1990-х гг. в музейном проектировании доминировала экспериментальная идея музейного объединения, которая получила теоретическое и фактическое подтверждение своевременности на примере Национального полоцкого историко-культурного музея-заповедника.
Музеефикация уникальной исторической территории города, которая началась в 1970-е гг., — процесс не мол-ниеносный, но, как показывает объективный анализ исторического развития полоцких музеев, он имеет тенденцию к ускоренному развитию. Действительно, если с момента появления первых коллекций и библиотеки в Софийском соборе и монастырях до создания первого настоящего музея при иезуитском коллегиуме прошло около 7 столетий, а от Музея коллегиума — академии — кадетского корпуса до первого городского общедоступного музея — около сто-летия, то с момента основания Полоцкого музея-заповедника до существующих сегодня 11 музеев — всего 38 лет.
Традиции, характерные для каждого из периодов музейного строительства в Полоцке, получили продолжение и были качественно обогащены в процессе создания функциональной модели перспективного развития Национального полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Полоцк с его сохранившимися памятниками архитектуры, исторической застройкой XVIII — начала XX в. и большим количеством музеев способен выполнить основную со-циальную функцию — документировать культурно-историческую среду и стать городом-музеем. Показательно, что при использовании сохранившихся традиций происходит переход на новый качественный уровень осмысления необ-ходимости музея как общественного института.
Участниками музейного строительства в Полоцке были люди разных профессий и социального положения. Уче-ные, получившие европейское образование, К.Схопфер, К.Схмидт, Я.Сомерер, АЛбрамсперг, Я.Вогт, Ф.Рика, Ю.Титович, Ю.Полонский, МЛГейн, С.Петрович, Ф.Машевский, ФДерожин-ский и другие во главе с Г.Грубером созда-ли Музей иезуитского коллегиума. Преподаватели кадетского корпуса принимали активное участие в работе своего музея, изучали историю края, пробовали создать музей местных памятников старины, кружок любителей археоло-гии и «подземный музей» в Софийском соборе. Интерес к истории своего края среди жителей Полоцка оставался традиционным и достаточно устойчивым. Этот период музейного строительства дал много имен людей, которые ос-тавили множество воспоминаний о своем увлечении историей и идеей создания музея. Среди них И.И.Долгов, А.К. Морель, Н.И.Зорин, А.П.Тыртов, Я.Стабровский, М. Кайгородов, В.П.Викентьев и другие. Вдохновленные идеей созда-ния «универсального музея», любители музейного дела П.М.Перовский, А.С.Еленев, С.С.Матвеев, П.С.Иванов, А.А.Багданаш, К.П.Аепетов, Я.В.Голиков, В.Г.Савицкий, А.Ф.Пигулевский, Э.С.Путята, А.И.Рыбицкий, В.П.Левицкий, М.З.Стрельцов, С.С.Цибульский, П.И. Дейнис, И.П.Дейнис, С.М.Мелешко смогли открыть в Полоцке в 1926 г. Краеведческий музей. Члены Комиссии по охране памятников стояли ближе всех к современному понима-нию института музея и музейного дела. Под «музеем» они понимали не только экспозицию, но и саму городскую среду, впервые обратившись к проблеме сохранения памятников архитектуры и их обязательной музеефикации, что в дальнейшем непосредственно повлияло на развитие музееведения и появление феномена городского музея в По-лоцке. В разное время Краеведческий музей возглавляли Г.Т.Дщенко, В АКарелина, В. А.Гатеих, Н.М.Козленок, Э.М.Хазин. На первых порах это были любители-краеведы, в последнее время — профессиональные музеологи. Всех их объединяла идея создания музейной среды в городском пространстве и превращение Полоцка в город-музей. Процессу создания соответствующих условий для реализации этой цели содействует Государственная комплексная программа развития Полоцка и Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.
Последний период отражает развитие музеологии как науки и характеризуется процессом формирования функ-циональной модели дальнейшего развития Национального полоцкого историко-культурного музея-заповедника в системе «музей — культура — общество» с обязательным использованием как традиций, так и научных методологий и новых технологий.
Национальный полоцкий историко-культурный музей-заповедник выступает как символ стабильности развития музейного дела республики. Опираясь на многовековую историю и выполняя свою социальную функцию, он участ-вует в процессе воспитания полноценных граждан — строителей своей страны, творцов будущего. В условиях му-зеефикации целых исторических территорий, как это происходит в Полоцке, процесс идет тем быстрее, чем больше он способствует приобщению сегодняшнего человека к вечным историческим ценностям своего города, региона и, наконец, страны. Музей уже сегодня является неотъемлемой частью самоидентификации народа, формирования его самосознания на фундаменте общечеловеческих моральных ценностей и принципов.
Сегодня в составе заповедника работают 11 музеев:
Музей истории архитектуры Софийского собора (время создания экспозиции — 1985—1987 гг.)
Музей боевой славы (1985 г.)
Краеведческий музеи (новая экспозиция с 1986 г,)
Музей-квартира Героя Советского Союза З.М. Туснолобовой-Марченко (1987 г.)
Музей белорусского книгопечатания (1990 г.)
Музей-библиотека Симеона Полоцкого (1994 г.)
Музей традиционного ручного ткачества Поозерья (1998 г.)
Стационарная выставка «Прогулка по Нижне-Покровской» (1998 г.)
Художественная галерея (2002 г.)
Детский музей (2004 г.)
Природно-экологический музей (2005 г.)

Музей истории и архитектуры Софийского собора


Многие столетия Софийский собор является символом независимости, величия, политической, экономической и культурной значимости Полоцка среди «городов ему равных». Несмотря на то, что многочисленные войны, разру-шения и перестройки не позволили сохранить первоначальный вид храма, Софийский собор в истории Беларуси по праву считается тем источником, с которого началось отечественное зодчество.
Построенный легендарным полоцким князем Всеславом Чародеем в середине XI в., Софийский собор стал местом, где находилась кафедра архиепископа, заключались политические и торговые соглашения, хранилась княжеская казна, создавались полоцкие летописи и переписывались книги, находилась библиотека, а во время войн тут укрывались от врагов жители города.
До сегодняшних дней сохранились свидетели событий времен Полоцкого княжества: фундаменты, алтарная апсида, фрагменты древней кладки и фресковой росписи, синтрон (каменная скамья для священников) и крещатые столбы, которые некогда делили пространство храма на пять нефов. Все это, а также предметы, найденные во время архи-тектурно-археологических исследований, проводившихся в соборе в 1969—1983 гг., можно увидеть в экспозиции му-зея, который рассказывает об истории архитектуры древнего памятника.
Одной из самых интересных находок является камень-известняк с процарапанными на нем в середине XI в. име-нами: «Давыд, Тума, Микула, Копесь, Петр, Воришко». Этот памятник эпиграфики был найден в фундаменте южной стены. Возможно, свои автографы на нем оставили участники строительства храма или наблюдатели.
В витринах демонстрируются: плинфа XI в. с насечками, буквами, цифрами, различными знаками и символами, включая трезубец Рюриковичей; наконечники стрел из мужского захоронения XIII в.; фрагмент шелкового покрыва-ла с вышивкой золотыми нитками из женского захоронения XVI в. Среди экспонатов есть предметы, найденные во время раскопок Верхнего замка: золотой витой перстень XI в., привезенный в Полоцк из далекого скандинавского Готланда, и вислая печать киевского князя Всеволода Ярославича (1078—1093).
Вместе с Полоцком Софийский собор пережил много драматических событий, разрушений и пожаров. На рубеже XV—XVI вв. он был перестроен в храм оборонительного типа. В 1596 г. православная София перешла к униатам и оставалась униатской до 1839 г.
На этот период пришлась последняя перестройка собора, которая произошла в 1728—1750 гг. под руководством виленского зодчего Яна Криштофа Глаубица. В новой архитектуре собора воплотились все лучшие традиции белорус-ского барокко. Воскресший из руин храм явился началом нового этапа в истории белорусской архитектуры и про-должением истории древнего Полоцка.
Автором проекта реставрации Софийского собора, начатой в 1969 г., стал известный белорусский архитектор Ва-лерий Григорьевич Слюнченко (1945—1992). В работе принимали участие белорусские и литовские реставраторы, российские археологи (П.А.Раппопорт, В.А.Булкин), чешские мастера органостроения. Экспозиция начала работать в 1985 г.
Благодаря уникальной акустике в 1983 г. в Софийском соборе был открыт зал камерной музыки. Первым музы-кальным событием в отреставрированной Софии стало исполнение ансамблем «Кантабиле» произведений из так называемого «Полацкага сшытка» (XVI в.). В 1985 г. в зале собора зазвучала величественная органная музыка. Спе-циально для ПОЛОЦКОГО храма известной чешской фирмой «Ригер Клосс» был спроектирован
и построен орган. Он имеет 3905 труб различной величины, 48 регистров, систему ножных педалей и три ручные клавиатуры. Первым исполнителем был известный органист и композитор Олег Янченко (1939—2002).
Вот уже 19 лет подряд в апреле в древнем соборе проводятся международные фестивали старинной и современ-ной камерной музыки, а в ноябре — международные фестивали органной музыки «Званы Сафи». Знаменательно, что именно в Полоцке на открытии III органного фестиваля в ноябре 1998 г. прозвучала премьера симфонии № 4 О. Янченко «Слово о полку Игореве» в исполнении Государственного симфонического оркестра, Белорусской государ-ственной хоровой капеллы имени Г.Ширмы и вокального ансамбля «Камерата».
В зале храма звучали голоса всемирно известных певцов Ирины Архиповой, Владислава Пьявко, Александра Ве-дерникова, Марии Биешу, Бориса Штоколова, Вергилиуса Норейка, сестер Аисициан, Светланы Данилюк, Натальи Гайды, исполнялись музыкальные произведения оркестрами и хорами под руководством Геннадия Рождественского, Валерия Полянского, Светланы Безродной, Владимира Спивакова, Владимира Минина, Савлюса Сандетскиса, солиро-вали известные музыканты Маргарита Федорова, Игорь Оловников, Наталья Серегина, Владимир Третьяков, высту-пали органисты из Ватикана, Германии, Франции, Австрии, Швейцарии, Латвии, Украины, России и других стран.
Вновь, как и девятьсот лет назад, свет, цвет, музыка, скульптура и архитектура здесь органично слились и создали удивительный по силе эмоционального воздействия художественный образ.
Концертный зал с его уникальной акустикой естественно сочетается в памятнике с музейной экспозицией, где главными действующими лицами стали музеефицированные остатки собора XI в.
Новая функция собора не только не исказила первоначальный облик храма, но выявила и подчеркнула в нем главное, то, что не подвластно времени, — высокое искусство его создателей. Фото:стр.№1, Стр.№2, Стр.№3

Краеведческий музей

Полоцкий краеведческий музей размещается в бывшей Лютеранской кирхе, памятнике архитектуры неоготики, ко-торый был построен в начале XX в. Музей основан и открыт в 1926 г. В течение последних лет экспозиция несколько раз перерабатывалась. Сегодня более 1000 интересных музейных предметов отражают важнейшие страницы исто-рии города.
Наиболее древние следы деятельности первобытного человека на Полоцкой земле относятся к эпохе мезолита. В экспозиции представлены материалы археологического исследования одной из мезолитических стоянок (Семенов хутор). Это разнообразные кремневые орудия труда небольших размеров: ножи, скребки, наконечники стрел. Экспо-нируются здесь и случайно найденные предметы: бивень мамонта, орудия труда эпохи неолита и бронзового века. Памятники железного периода в экспозиции представлены в основном изделиями из кости, среди которых прокол-ки, амулеты и т.д.
Полоцк возник на острове реки Полоты, на месте поселения балтов раннего железного века. С течением време-ни около городища вырастали посады, а во второй половине X в. укрепленный детинец был перенесен на высокий правый берег реки Западная Двина. Представление о древнем поселении и городе XII в. дают диорамы, где точно отражена топография Полоцка. Материалы исследования археологических памятников повествуют о занятиях насе-ления того времени, торговых связях Полоцкой земли. В экспозиции представлены изделия гончаров, косторезов, ковалей, ювелиров и других ремесленников, свидетельствующие о высоком уровне мастерства наших предков. Удобное размещение на пути, по которому шла международная торговля, способствовало быстрому экономическому и культурному развитию Полоцка. Свидетельством торговых связей являются такие интересные экспонаты, как рако-вины каури с Мальдивских островов Индийского океана, стеклянные бусы и браслеты из Киева, янтарь из Прибал-тики, арабские куфические дирхемы.
Целостность и независимость Полоцкого княжества необходимо было все время охранять, часто с оружием в руках. Поэтому в музее широко представлены предметы военного назначения: навершия булав, наконечники стрел, кольчуга и меч древнего воина X в.
В начале XIV в. Полоцк вошел в состав Великого княжества Литовского, а в 1579 г. — Речи Посполитой. Мате-риалы экспозиции рассказывают о наиболее интересных страницах истории города этих периодов: участие полочан в Куликовской и Грюнвальдской битвах, присвоение городу магдебургского права, захват Полоцка войском Ивана Грозного во время Ливонской войны, штурм города войсками Стефана Батория, появление в Полоцке иезуитов и представителей других орденов католической церкви.
В 1772 г., после первого раздела Речи Посполитой, Полоцк вошел в состав Российской империи на правах про-винциального города Псковской губернии, а через четыре года стал центром отдельной Полоцкой губернии, которая еще через два года была преобразована в наместничество. Все эти факты административных разделов отражены в документах, картах, геральдических и нумизматических материалах, представленных в экспозиции.
Во время Отечественной войны 1812 г. территория Полоцка стала ареной военных действий. В экспозиции по-мещены портреты полководцев, оружие, военное снаряжение и одежда, копии картин с изображением боев под Клястицами и в Полоцке. Вызывают интерес образцы оружия того времени: пистолеты, тесаки, сабли. Отдельная витрина посвящена герою войны генералу Якову Кульневу, который погиб под Клястицами.
В XIX — начале XX в. Полоцк стал уездным городом. Характерной чертой этого периода было появление ряда небольших заводов и фабрик.
В экспозиции представлены документы, образцы продукции фабрик, предметы быта, которые можно было видеть в магазинах и мастерских, фотографии вокзалов Николаевской и Риго-Орловской железных дорог, построенных в Полоцке в это время, и подборка почтовых открыток начала XX в. с видами города.
Революционные события 1905 г., первая мировая война и немецкая оккупация Полоцка в 1918 г. представлены в музее диорамами, картами-схемами, военным снаряжением, оружием, коллекцией бонистики и наградами рус-ских и немецких офицеров и солдат.
Экспозиция второго этажа музея посвящена событиям, которые происходили в Полоцке в период с 1917 по 1941 г.
Сейчас в заповеднике ведется работа над созданием концепции музея истории города, экспозиция которого объединит все существующие узкопрофильные музеи и даст представление об истории и культуре Полоцка на фоне европейской истории.Фото краеведческого музея
Tags: Беларусь, Статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment