marinaizminska (marinaizminska) wrote,
marinaizminska
marinaizminska

Category:

Федерико Феллини "Репетиция оркестра"

Меня всегда волновала оркестровая жизнь, любопытно посмотреть на работу музыкантов изнутри, понаблюдать за творческим процессом, на отношения между музыкантами и дирижёром. Как-то моя ЖЖ-френдесса мне подсказала посмотреть фильм Федерико Феллини "Репетиция оркестра", в жизни всё так и происходит, как показано в этом фильме.

Фильм очень натуралистичный, поражающий своей жизненностью и откровенностью. Снят он в жанре документального кино: телевизионщики приехали снимать фильм о репетиции оркестра, брать интервью у музыкантов и дирижёра. Репетиция проходила в старой часовне, построенной в 1200 году, выбор этого места был основан на хорошей акустике помещения. В самом начале фильма уже можно было угадать то, что дело будет пахнуть керосином: это было понятно, когда пожилой переписчик нот раскладывал ноты на пюпитры и они упорно падали на пол...

Сами музыканты весело прикалывались друг над другом: играли музыку, когда появилась пожилая арфистка, пузырь жвачки, который выдулся из трубы, споры музыкантов между собой за более удобное место.

Интересна и специфика инструментов и сочетания их друг с другом в оркестре: ударных и контрабаса, скрипка и виолончель, составляющие фундамент оркестра, так же трогает восторженное и любящее отношение музыкантов к своему инструменту, уверенность в том, что только его инструмент самый лучший: "ангелы играют на тромбонах", "арфа - душа оркестра", а трубе недопустима приблизительность звучания - игра должна быть очень точной...

Меня ещё торкнула флейтистка - очень темпераментная, страстная и действительно немного сумасшедшая женщина. Она даже согласилась с утверждением, что флейтистки все немного сумасшедшие "потому что мы дуем-дуем и всё выдуваем у себя из головы". Улыбнуло!!!

Теперь о дирижёре: прозвучало мнение, что если дирижёр облажается (не вовремя вступит, не сумеет держать оркестр в руках), то вести оркестр, как бы выполнить его работу может первая скрипка оркестра, то есть оркестр будет ориентироваться на неё. И именно поэтому после исполнения произведения дирижёр пожимает руку первой скрипке. Хотя мне кажется, что это просто требование оркестрового этикета.

По фильму репетиция оркестра выглядела таким образом: музыканты выглядели полнейшими дилетантами, а дирижёр силился вложить им в головы, чего он от них хочет. Да - грубо!!! Фраза: "Слишком "форте", слишком сексуально, нужно вас всех кастрировать" повергла меня в шок. Мне кажется, что музыка как раз-таки и должна так звучать - бодро, страстно, сексуально, чтобы кровь играла. На 100% этому соответствует Сен-Санса "Вакханалия" из оперы "Самсон и Далила", сильно волнуюсь, когда её слышу :)

Достали музыканты дирижёра, когда он сказал: "Что вы хотите? Выставить меня сумасшедшим или чтобы я показал вам чего вы стоите?" (разворачивается и показывает задницу). Хотя и со стороны оркестра тоже высказывались нелицеприятные высказывания относительно дирижёрской палочки... Наверное именно из этих соображений некоторые дирижёры палочку не используют. А есть ещё анекдот на эту тему:
"Дирижёр распекает музыкантов:
- Если музыкант не справляется со своим инструментом, то ему выдают 2 палочки и он становиться барабанщиком.
А они ему на это отвечают:
- А если он и с барабаном не справиться, то одну палочку у него отберут и он станет дирижёром"


Во время интервью в фильме дирижёр говорит удивительную вещь: "Музыка - весь мир. Когда я дирижирую, я чувствую себя хозяином мира, как король. Я чувствую себя сержантом, который обязан пинать всех подряд." В этом, наверное, и заключается вся работа дирижёра - сначала быть тираном, жестоким человеком, а когда музыканты выдадут нужный результат, всё правильно поймут и проникнуться, то тогда при дирижировании он может почувствовать себя властелином мира.

Музыканты совершенно не считают, что дирижёр нужен, как штатная единица. Его ведь запросто можно заменить метрономом. Во время "перекура" эти варвары такую бузу устроили: разрисовали стены часовни, которой 800 лет... Это же бесценный памятник архитектуры!!! Пианистка трахалась под роялем, удивительно, что при этом она ещё что-то ела... удовольствие во все дырки, как говориться. Все музыканты кричали речёвки, установили метроном на место дирижёра. Трагичным финалом этого безобразия был снос стены часовни, когда большой шар влетел вовнутрь и зашиб пожилую арфистку - приятную, милую и невинную женщину. Народ впечатлился и быстро притих, дирижёр-таки сумел призвать их к порядку и заставить играть, стоя играть... хотя всё равно неправильно, судя по тем же нелицеприятным замечаниям в самом конце.

Но фильм-то этот очень старый - 1978 год. Сейчас, может быть, всё и по-другому, хотелось бы знать как...
Tags: Мысли вслух, Фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment