marinaizminska (marinaizminska) wrote,
marinaizminska
marinaizminska

Categories:

О Витебске

Жерла их направлены в разные стороны, что символизирует неприступность этого места со всех сторон света.
Здесь же, в сквере, вдоль берега Двины, находится еще один военный мемориальный комплекс, но уже времен другой войны — Второй мировой. На Военном кладбище захоронено 15 советских воинов и воинских командиров, погибших в Великую Отечественную войну. На могилах установлены надгробные плиты с именами погибших. Одна могила — братская. Здесь же похоронен и один из организаторов и руководителей партизанского движения на территории Витебской области Минай Филиппович Шмырев (партизанский псевдоним «Батька Минай»), который умер в 1964 г. и которому в Витебске посвящен отдельный мемориальный музей.
Рядом с Военным кладбищем находится трехэтажное здание красного кирпича — Музей Марка Шагала (ул. Советская, 25). Само здание является памятником архитектуры конца XIX века — примером жилой рядовой застройки, лишенной особых архитектурных излишеств.
С 1992 г. здесь размещается Арт-центр Музея Шагала, где экспонируются оригинальные графические работы всемирно известного художника, родившегося в Витебске.
Рядом со зданием музея находится музыкальное училище имени И.И.Соллертинского (ул. Советская, 23). Основано оно было в 1918 г. как Народная консерватория. В годы Великой Отечественной войны училище было разрушено и восстановлено в 1947 г. Имя профессора Ленинградской консерватории, известного музыковеда, литературо- и театроведа Ивана Ивановича Соллертинского (1902-1944), уроженца Витебска, училищу было присвоено в 1992 г., а начиная с 1989 г. на базе училища ежегодно проводятся Международные музыкальные фестивали им. И.И.Соллертинского. В 2003 г. рядом со зданием училища был установлен памятник И.И.Соллертинскому (скульптор В.Могучий).
Возвратившись из сквера на улицу Суворова и снова двигаясь вверх по ней, очень скоро можно прийти к зданию бывшего мужского духовного училища (ул. Чехова, 11/44). Находится оно на перекрестке улиц Суворова и Чехова и сразу впечатляет зрителя монументальными формами строгой классической архитектуры. Здание было построено в 1890-1893 гг. по проекту архитектора А. Клементьева для мужского училища духовного ведомства. Старое название улицы Чехова — Ветреная. Улица получила свое наименование от ветряной мельницы, которая в середине XIX в. стояла как раз на месте духовного училища. Здание бывшего училища состоит из двух взаимно перпендикулярных крыльев. Со стороны главного фасада находится парадная лестница и значительные по размерам административно-общественные помещения. Остальное пространство сооружения имеет коридорную планировку с двусторонним расположением учебных помещений. В настоящее время здесь размещается один из факультетов Витебского государственного педагогического университета.
Прямо напротив здания бывшего духовного училища находятся два жилых дома, которым принадлежит видное место среди построек в стиле так называемой «кирпичной» архитектуры, использующей фактуру и цвет хорошо обожженной неоштукатуренной глины. Использование местных сортов глины придавало витебским зданиям особый бордовый колорит различной степени насыщенности. Два бывших доходных дома (ул. Суворова, 27 и 29), появившиеся в Витебске в эпоху расцвета капитализма со свойственным ему увеличением цен на землю, поставлены перпендикулярно улице Суворова и объединены ограждением с ажурными металлическими решетками. В их архитектуре и декоративном оформлении выразительно прослеживаются черты модерна. В настоящее время оба дома, как и сто лет назад, используются для жилья.
Несколько в стороне от исторического центра города в 1917 г. было возведено здание поземельно-крестьянского банка, в котором сейчас размещается Академия ветеринарной медицины (угол улиц Доватора и Баумана, 7/11). Это здание, построенное по проекту архитектора К.Тарасова, — прекрасный пример художественного сочетания модерна с неорусским стилем. Монументальное двухэтажное Е-образное в плане здание с трех сторон фланкировано башнями. Центральная часть главного фасада завершается мозаичным майоликовым панно на сюжет древнего белорусского герба «Погоня». Большой масштаб здания, обилие разнообразных форм архитектурного декора требуют от зрителя определенного времени на знакомство с постройкой. Однако самых терпеливых и внимательных ожидает подарок. На одном из фасадов, выходящих во двор перпендикулярно улице Доватора, архитектор подготовил настоящее декоративное пиршество: здесь мы находим ряд колонок типа утрированных древнерусских «дынек», сжатых сверху. Их завершают капители с растительным орнаментом и скульптурными изображениями голов птиц с большими кривыми клювами, очень похожих на филинов. Что хотел сказать зодчий? Припомним, что филин в народной мифологии является символом мудрости. Может быть, это знак того, что и зритель, который смог дойти до «последней точки» и обнаружить птиц, после этого тоже может причислить себя к когорте мудрецов?
Дом №26 на ул. 1-й Доватора — пример городской жилой застройки рубежа XIX-XX вв. До революции в доме жил управляющий поземельно-крестьянского банка, а после Великой Отечественной войны — первые секретари Витебского обкома КПБ. В 1985 г. здание было передано городскому выставочному залу, а в 1993 г. в нем был открыт единственный в Беларуси музей частных коллекций, который находится здесь до настоящего времени.
Здание бывшего женского епархиального училища (ул. Гоголя, 6) было возведено в 1902 г. по проекту архитекторов А.Павловского и П.Виноградова на высоком обрывистом берегу Замкового ручья, на так называемой Духовской горе. Название всей местности дала древняя церковь Св.Духа, которая появилась здесь еще в XIV в. К XIX в. на ее месте возвели новое культовое сооружение в нео русс ком стиле — монументальный крестово-купольный храм с высокой ярусной звонницей на главном фасаде, который не сохранился до настоящего времени. Рядом с церковью было построено здание епархиального училища. Главный фасад здания украшен балконом актового зала, расположенного на втором этаже, который опирается на 4 массивных столба. К сожалению, в конце 1980-х годов рядом с памятником появилась пристройка, искажающая его первоначальную композицию. В настоящее время в здании размещается Витебский областной Совет депутатов и областной исполнительный комитет.
Кировский мост через реку Западную Двину был введен в действие в 1955 г. Длина трехпролетного с бесшарнирными монолитными железобетонными арками моста — 236 метров. Авторами проекта являются инженеры И.Гельфман и П.Исаченко, а также архитекторы О.Ладыгина и Е.Заславский.
Нынешний мост построен на месте того, что был разрушен в годы Великой Отечественной войны и некогда составлял особую гордость жителей города. Первый постоянный мост через Двину был построен в Витебске в 1863-1867 гг. и имел 4 пролета, 2 устоя и 3 речных быка. Железный мост на каменных опорах был красой и гордостью витеблян, и, пожалуй, как ни один из городских объектов, являлся любимой «моделью» для местных мастеров светописи. Бесчисленное количество раз они фотографировали его ажурные конструкции в разных ракурсах и затем тиражировали на открытках и карточках. Мост был создан по проекту инженеров Эми и Грина, и его арочная система была похожа на проект моста, построенного в 1840 году на Сен-Жерменской атмосферной железной дороге. Если бы на мостах было принято устанавливать мемориальные доски, то висящая на витебском мосту имела бы внушительные размеры и перед своими собратьями хвасталась тем, что через мост проезжали не только местные, но и столичные знаменитости: пианист и композитор Антон Рубинштейн (гастроли в Витебске в ноябре 1867 г.), писатель Иван Бунин (посетил город в 1889 г.), писатель Глеб Успенский (посетил Витебск в феврале 1890 г.), художник Илья Репин (жил под Витебском в 1892-1900 гг.), поэт Самуил Маршак (жил в городе в 1893 г.), композитор Сергей Рахманинов (гастроли в 1895 г.), актриса Вера Комиссаржевская (гастроли в 1902 и 1906 гг.), певица Анастасия Вяльцева (гастроли в апреле 1905 г.), певец Леонид Собинов (гастроли в 1912 и 1915 гг.), поэт Корней Чуковский (выступал в Витебске в сентябре 1913 г.), режиссер Сергей Эйзенштейн (посетил город в июне 1920 г.), писатель Алексей Толстой (посетил Витебск в марте 1924 г.), танцовщица Айседора Дункан (гастроли в мае 1924 г.), советский военачальник Михаил Фрунзе (посетил Витебск в июне 1924 г.), поэт Янка Купала (приезжал в город в 1924 и 1925 гг.), поэт Ян Райнис (посетил Витебск в ноябре 1926 г.), поэт Я куб Колас (приезжал в Витебск в 1926, 1927 и 1930 гг.), поэт Владимир Маяковский (посетил город в марте 1927 г.), советский военачальник Семен Буденный (посетил Витебск в ноябре 1927 г.), герой гражданской войны Ян Фабрициус (жил в го-роде в 1927-1928 гг.), спортсмен Иван Поддубный (выступал в 1928 и 1935 гг.), скрипач Давид Ойстрах (гастроли в 1930 г.), советский военачальник Климент Ворошилов (посетил Витебск в 1930 и 1936 гг.). Такой вот «послужной список». После реконструкции Кировского моста, завершенной в 2005 г., у его начала со стороны Благовещенской церкви был установлен камень с помещенной на нем мраморной доской с текстом: "Этот камень лежал в основании Двинского моста, построенного в 1867 году". Камень некогда входил в состав одной из опор (быка) первого моста, много лет пролежал в реке после его разрушения в 1941 г., был поднят коллективом мостоотряда №425 и установлен на площади Тысячелетия как символ истории моста и знак памяти первым его строителям.

Памятные места Витебска


В сквере на ул.Толстого между домами №№ 4 и 8 еще до войны стоял каменный двухэтажный дом, расположенный немного в глубине двора. Построенный в первой половине 1830-х годов, дом некогда принадлежал витебской знаменитости доктору — Карлу Гибенталю. Изобретатель гипсовой иммобилизации в медицине, известный практик-эпидемиолог Карл-Филипп Врангель фон Гибенталь (1786-1858) большую часть своей жизни прожил в Витебске. Родился он в Германии в г. Касселе, изучал медицину в университетах Геттингена и Марбурга. Получив ступень доктора медицины, решил искать свое счастье за границей — поступил на службу в армию Российской империи, принял российское гражданство. В хирургической практике доктору Гибенталю помогало разнообразие интересов и увлечений. Кроме русского, он знал еще 7 европейских языков, охотно занимался сельским хозяйством, увлекался ваянием. Именно последнее увлечение натолкнуло его на мысль использовать гипс при лечении переломов костей. О результатах первого удачного опыта в этой области Медико-хирургическая академия в Петербурге была оповещена им еще в 1812 г. Однако из-за недоброжелательного отношения к новому методу тогдашнего хирургического авторитета Ивана Буша способ, предложенный Гибенталем, широкого распространения не получил. Понадобилось еще 40 лет и авторитет хирурга Н.Пирогова, усовершенствовавшего способ доктора Гибенталя, чтобы последний получил в России широкое распространение.
С 1816 по 1858 гг. Карл Гибенталь жил в Витебске. Он был очень популярным врачом, изобретал хирургические инструменты, ставил первые опыты по трансплантации органов у животных, что не находило понимания у местных обывателей. «То обрежет ноги поросенку и пришьет к нему утиные лапы, то обрубит хвост коту с целью прирастить к нему петушиный гребешок», — так писал об экспериментах Гибенталя один из современников. Летом 1830 г. из Ирана в Астрахань была занесена холера — так началась первая в истории Европы эпидемия этой страшной болезни. Доктор Гибенталь разработал специальную методику борьбы с эпидемией, которая была успешно применена им не только в Витебске, но также и в Нижнем Новгороде, Вологде, Саратовской губернии, на Волыни. Его методы в 1832 г. были использованы французскими врачами в борьбе с эпидемией в Париже. В сквере на улице Толстого, где некогда стоял дом знаменитого доктора, память о нем никак не увековечена.
Старосеменовское кладбище — один из немногих городских некрополей, сохранившихся в Витебске с дореволюционных времен. Его история является ярким примером межконфессиональной толерантности: еще в 1909 г. городскими властями были выделены расположенные рядом друг с другом участки земли для военного, православного и лютеранского кладбищ. Со временем все три некрополя слились в один. С 1972 г. кладбище закрыто для захоронений. На Старосеменовском кладбище была похоронена мать великого латышского поэта Яна Райниса (1865-1929) Дарта Плиекшане, которая некоторое время жила в Витебске у своей дочери Доры, бывшей замужем за известным революционером Петером Стучкой. На гранитном валуне, лежащем недалеко от ворот кладбища, укреплена плита с надписью на белорусском и латышском языках: «1828-1899. На этом кладбище похоронена мать латышского поэта Райниса Дарта Плиекшане». Памятный знак был установлен в 1991 г., его автор — скульптор Вильнис Титане.
На этом же кладбище находится и могила Иегуды Пэна (1854-1937), первого учителя художника Марка Шагала. В 1897 г. Пэн открыл в Витебске частную школу рисования и живописи, в которой воспитал целую плеяду замечательных художников. Его учениками были Осип Цадкин, Лазарь (Эль) Лисицкий, Илья Мазель, Лев Зевин, Соломон Юдовин, Ефим Минин, Давид Якерсон, Оскар Мещанинов, Полина Хентова и др. В 1927 г ему было присуждено почетное звание заслуженного еврейского художника. После смерти Пэна в Витебске была создана его картинная галерея. В настоящее время работы Пэна хранятся в Витебском художественном музее и Национальном художественном музее Республики Беларусь.
В доме №19 по ул. Советской в 1910-1911 гг. жил известный витебский адвокат Вацлав Петрович Федорович (1848-1911). Поселившись в Витебске в 1884 г., он заинтересовался местной историей и стал собирать предметы старины. Коллекция Федоровича насчитывала около 6 тысяч предметов, среди которых были археологические находки, оружие, монеты, медали, изразцы, произведения декоративно-прикладного искусства, древние грамоты, документы, книги. Отдельную самостоятельную коллекцию в собрании составляли масонские знаки, печати и другая атрибутика. «Раздел масонских памятников представляет большой интерес как по редкости аналогичных собраний, так и по полноте и полностью пригоден для научной обработки», — писал в 1923 г. музеевед В.Краснянский. В 1924 г. собрание Федоровича в числе нескольких других коллекций легло в основу создания Витебского областного краеведческого музея.
Памятник А.С.Пушкину (ул. Пушкина) был установлен в 1989 г. (скульптор И.Казак, архитектор В.Ягодницкий). Великий русский поэт дважды проезжал через Витебск: в мае 1820 г., отправляясь в южную ссылку, и в августе 1824 г. по дороге в ссылку из Одессы в село Михайловское Псковской губернии. Начиная с 1989 г. у памятника Пушкину в день рождения поэта ежегодно проходит Пушкинский праздник, инициатором проведения и неизменным ведущим которого является витебский поэт Давид Симанович.
В доме №5/11 по ул. Советской с 1890 по 1926 гг. жил известный белорусский энтомолог Владимир Алексеевич Плющевский-Плющик (1849-1926). К концу своей жизни он собрал богатейшую коллекцию, в которой насчитывалось свыше 52500 экземпляров бабочек и 14667 видов жуков. «В этой коллекции есть представители всего мира, но большее число отдается европейской фауне, особенно фауне СССР с его Азиатским и Сибирским краями, — писал ученый. Собранный материал по богатству и значению далеко превышает университетские коллекции СССР, не говоря уже про собрания частных лиц, и известен не только в СССР, но и за границей». В 1921 г. Плющевский-Плющик подарил свою уникальную коллекцию городу Витебску и передал ее на хранение в сельскохозяйственный техникум.
Бюст П.М.Машерова (ул. Замковая). С 1965 по 1980 гг. Петр Миронович Машеров (1918-1980) был Первым секретарем ЦК КПБ, а до этого, будучи уроженцем Сенненского района Витебской области, учился в Витебском пединституте, в годы войны командовал партизанским отрядом, был комиссаром партизанской бригады. Герой Советского Союза и Социалистического Труда. Авторы памятника, установленного в 1980 г., — скульптор З.Азгур, архитектор Ю.Казаков.
Памятный знак в честь советских патриотов (ул. Ленина у здания ратуши). В годы оккупации у здания областного краеведческого музея была установлена виселица, на которой устраивались публичные казни. В 1967 г., в память о погибших был установлен памятный знак в виде усеченной пятиугольной гранитной пирамиды с надписью: «Беспримерному мужеству советских патриотов, казненных на этом месте немецко-фашистскими захватчиками в 1941-1944 годах». Автор знака — архитектор А.Фридман.
Обелиск на месте бывшего лагеря смерти «5-й полк» (ул. Титова). Лагерь для военнопленных был создан в 1941 г. на территории бывшего 5-го железнодорожного полка. Располагался он по обе стороны оврага, где стояло несколько полуразрушенных непригодных для жилья бараков, обнесенных колючей проволокой, три наблюдательные вышки с пулеметами.
В 1941 г. здесь находилось до 40 тысяч военнопленных, почти все они были уничтожены. Весной 1943 г. сюда было помещено до 20 тысяч человек местного населения, весной 1944 г. — почти все оставшиеся жители города. Всего в лагере было уничтожено более 100 тысяч человек. Обелиск в память жертв фашистского террора был установлен в 1964 г.
Памятник В.С.Короткевичу (ул. Суворова) был установлен в 1994 г. (скульптор И.Казак, архитектор В.Рыбаков). Выдающийся белорусский писатель родился в г.Орше (районный центр Витебской области). Ежегодно 26 ноября, в день рождения писателя, у памятника начинается посвященный ему праздник, организатором которого с 1986 г. является поэт Давид Симанович.
Памятник В.И.Ленину (площадь Ленина) был установлен в 1956 г. на месте уничтоженного в годы Великой Отечественнои войны (первый памятник Ленину был поставлен в городе в 1930 г.). Авторы проекта — скульпторы Г.Арапов, М.Алексеенко и архитектор П.Юрченко. Кроме памятника, в Витебске есть также площадь Ленина, улица Ленина, имя вождя мирового пролетариата до сих пор носит и областная библиотека.
Памятник «Боль» (ул. Воинов-интернационалистов)
был открыт в 1997 г. по инициативе Витебского союза ветеранов войны в Афганистане. Автор — скульптор И.Казак. Основная часть памятника представляет собой фигуру коленопреклоненной матери, склонившей голову к израненному телу умирающего сына, которого она держит на руках. По обе стороны аллеи, ведущей к памятнику, на гранитных пилонах расположены таблички в виде трассирующих очередей с фамилиями воинов, по¬гибших в Афганистане, а также умерших от ран и болезней в мирное вре¬мя. Вокруг мемориала разбит парк, в котором посажено 153 дерева по количеству погибших воинов.
Площадь Победы — самая большая площадь Витебска (16,7 гектара). В плане она имеет форму прямоугольника, с трех сторон ограничена жилыми и общественными зданиями, четвертая сторона ориентирована на реку Западная Двина. Является самой зеленой площа¬дью города. Основное место здесь отведено зеленому газону с живописными группами кустов и невысоких деревьев. Оформление площади дополняется «альпийскими горками», группами валунов, малыми архитектурными формами и фонтаном.
На площади Победы находится мемориальный комплекс в честь воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины. В годы Великой Отечественной войны Витебск был оккупирован немецко-фашистскими войсками 11 июля 1941 г. Буквально с первых дней оккупации в горо¬е начали действовать подполь¬ые организации, в области были созданы партизанские отряды и партизанские зоны. Оккупанты создали в Витебске 5 лагерей смерти, в которых было уничтожено 76 тысяч военнопленных и около 62 тысяч мирных граждан. Практически все еврейское население, оставшееся в городе, было уничтожено в гетто. На территории Витебской области в годы войны погиб каждый третий житель. Витебск был освобожден 26 июня 1944 г. Немецко-фашистские захватчики уничтожили в городе все предприятия, железнодорожные сооружения и пути, мосты, 93% жилищного фонда.
Мемориал на площади Победы был сооружен в 1974 г. Главный монумент — три трапециевидных 56-метровых обелиска из железобетона и мраморной крошки, объединенных на 6-метровой высоте монолитным фризом, на гранях которого помещены рельефы «Воины», «Партизаны», «Подпольщики». У подножия монумента горит Вечный огонь. К нему зрителя подводят два бассейна и 10 пилонов с датами Великой Отечественной войны. Авторы проекта — архитектор Ю.Шпит, скульпторы Я.Печкин и В.Марков.
Памятный знак на месте еврейского гетто (ул.Ильинского). В первые дни оккупации Витебска по приказу немецкого командования была проведена принудительная регистрация евреев. Гетто на правом берегу Двины на ул.Верхне-Набережной было создано в июле 1941 г. в районе Клуба металлистов. Уже при переправе заключенных через Двину было утоплено свыше 300 человек. Основной массе узников приходилось жить под открытым небом на берегу реки, во дворах разрушенных зданий, под навесами, сделанными из жести и обгоревших кроватей. Через несколько месяцев фашистским командованием было принято решение о поэтапном уничтожении гетто, т.е. расстреле всех находившихся в нем узников. Расстрелы стали производить за городом, в частности, у танкового рва у деревни Иловка. К середине октября 1941 г. в иловском рву на восточной окраине города было уничтожено свыше 10 тысяч евреев, всего тут погибло до 20 тысяч человек. Памятные камни на месте Витебского гетто и на месте массовых расстрелов в Иловском рву были установлены в 1993 г.
Памятник героям Витебского подполья (ул. Краснобригадная). Установлен на месте казни 22 сентября 1942 г. членов подпольной группы Лидии Березкиной. В июне 1941 г. девушка окончила школу и собиралась поступать в институт. В подпольную комсомольскую группу, которую организовала Березкина в оккупированном Витебске, входили Зина Васильева, Николай Захаров, Василий Корнешонок, Евгений Волчок и др. Группа печатала и распространяла листовки, совершала диверсионные акты, установила связь с партизанской бригадой А. Ф. Данукалова, действовавшей на территории Смоленской, Витебской и Вилейской областей. Всего в оккупированном Витебске действовало около 60 подпольных групп, которые собирали сведения о расположении немецких частей, доставали необходимые документы, направляли партизанам медикаменты. Памятный знак был установлен в 1967 г., авторы проекта — архитектор А.Вельский и скульптор А.Павлючук.

Храмы


Христианство утвердилось в пределах Полоцкого княжества, в состав которого входил и Витебск, в конце X в. В 992 г. была создана Полоцкая православная епархия. Па протяжении столетий православная церковь играла существенную роль в культурной и общественной жизни Беларуси. Позиции православия были несколько ослаблены только в XVII и XVIII вв. с распространением в Беларуси протестантизма, католичества и униатства. Восстановление роли церкви в советском обществе приходится на конец 1980-х гг. В 1989 г. был создан Белорусский экзархат Московского патриархата во главе с митрополитом Минским Филаретом. В 1992 г. была восстановлена Витебская епархия, управляющий которой имеет титул епископа Витебского и Оршанского. В настоящее время в епархии насчитывается 106 приходов, 4 монастыря, диаконический центр, 5 братств, 15 сестричеств. В 1996 г. было открыто Витебское православное духовное училище.
Церковь Святого Александра Невского
площадь Тысячелетия Церковь Святого Александра Невского была построена как временная в 1993 г. рядом с Благовещенской церковью до ее окончательной реставрации.
Благовещенская церковь является одним из самых древних храмов Витебска. Она была построена в XII в. и стала первым каменным храмом города. Является памятником древнерусской архитектуры. При ее возведении была использована оригинальная строительная техника: стены храма выложены из рядов белых тесаных известняковых блоков, перемежающихся сдвоенными рядами плинфы (плоских и широких кирпичей). Строилась церковь с участием приезжих (скорее всего, византийских) мастеров, которых привезли полоцкие князья, вернувшись из ссылки в Византию в 1140 г. На протяжении ряда столетий храм пользовался особым почетом и уважением витеблян. Около 1622 г. церковь стала униатской и только в 1832 г. опять была передана православным. За это время ее внешний облик подвергся значительным изменениям — к западному фасаду церкви были пристроены две башни, которые придали ей черты костела. После очередной перестройки в 1862 г. башни были уничтожены, а над алтарем возведен в традициях русского зодчества купол-луковица на высоком световом барабане.
Церковь частично была разрушена в годы Второй мировой войны. За повреждение этого ценного памятника архитектуры Германией была выплачена Беларуси большая контрибуция. Однако эти деньги не были использованы на восстановление храма. В поврежденном виде он простоял до 1961 г., когда по приказу городских властей был взорван. В 1977 г. была произведена консервация руин. Церковь восстановлена в 1998 г.
Церковь Св.Мефодия и Кирилла
ул. Крылова, 7
Церковь Св.Мефодия и Кирилла открыта в 1998 г. при Витебском православном духовном училище. Ранее в этом здании располагалась мужская Александровская гимназия.
Церковь во имя Св.княгини Ольги
ул. Толстого, 15
Размещается на берегу Западной Двины на первом этаже трехэтажного дома. Освящена 24 июля 1992 г. в год 1000-летия епископской кафедры в Беларуси.
Свято-Казанская церковь
ул. Горького, 87
Свято-Казанская церковь была построена в 1760 г. В 1847 г. к ней с запада была дополнительно пристроена Митрофановская церковь, названная так в честь первого епископа Воронежского и Чудотворца Митрофана. В настоящее время храм перестроен. Церковь является единственным сохранившимся до наших дней зданием из большого комплекса построек витебского Свято-Троицкого мужского Маркова монастыря, известного с XV в. На протяжении всего времени своего существования монастырь всегда оставался православным. В XIX в. в Казанской церкви находилась Казанская икона Божьей Матери, которая
Свято-Георгиевская церковь
пр. Черняховского, 13/28
Церковь была открыта в 1997 г.
Церковь двухэтажная. На первом этаже находится храм во имя Святого Николая Чудотворца.
Свято-Успенская церковь
ул. Коммунистическая, 15
Была построена в 1852 г. и закрыта после революции. В 1997 г. здание возвращено церкви. Сейчас в храме находится мощевик с частичками святых мощей Св.Феофана Затворника, праведника Иоанна Русского, великомученицы Варвары, мученика Мамонта и еще тридцати святых.
Свято-Андреевская церковь
ул. Воинов-интернационалистов
Церковь открыта в 2000 г. Находится в густонаселенном жилом районе Витебска и была построена всего за три недели была передана Маркову монастырю в 1657 г. патриархом Никоном. Икона считалась в народе чудотворной, к ней всегда стекалось большое количество паломников. Казанская церковь была единственным православным храмом Витебска, который оставался действующим в советское время. Зажатая со всех сторон промышленными зданиями, она находилась далеко от центра города и, возможно, только поэтому выжила. Полностью уничтожены другие постройки Маркова монастыря, но память о нем жива в городе и сегодня: тот район, где он некогда находился, до сих пор называют Марковщиной.
Свято-Покровский кафедральный собор
ул. Шубина, 2
Свято-Покровский кафедральный собор был построен в 1806-1821 гг. монахами-тринитариями (членами католического ордена Св.Троицы). Рядом с храмом был возведен двухэтажный монастырский корпус. Как католический храм костел был закрыт после восстания 1831 г., монахи высланы из города. Долгое время комплекс стоял бесхозным. В 1840 г. в монастырском корпусе был открыт приют для детей-сирот, который находился там 6 лет. Через некоторое время в здании была устроена женская тюрьма, просуществовавшая в нем около ста лет. Бывший костел не имел хозяев на протяжении 25 лет. В 1858 г. он был превращен в православную церковь, отремонтирован и перестроен на средства витебского купца 2-й гильдии Григория Волковича. Восстановленный храм был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь действовала в городе даже в период оккупации в годы Второй мировой войны. В это же время сюда были перенесены из устроенного большевиками музея атеизма мощи Св.Евфросинии Полоцкой, которые позже, в 1943 г., перевезены в полоцкий Свято-Евфросиниевский монастырь, где они находятся и теперь. Во время освобождения города частями Советской Армии церковь была частично разрушена (снесены башни, купол, крыша) и в таком виде простояла до конца 1980-х гг. Городские власти уже собирались уничтожить остатки храма, однако на его защиту встали члены местного неформального клуба «Взгорье», которые стали проводить благотворительные субботники, выносить мусор из его стен. В 1987 г. была начата реставрация храма, которая завершилась через пять лет. В настоящее время в бывшем монастырском корпусе размещается Троицкий дом с приписным храмом во имя святого мученика Афанасия Брестского. До 1997 г. в здании находи¬лось Витебское епархиальное управление.
Сегодня точно не известно, когда в Витебске появился первый католический храм. Сведения о витебском фарном костеле впервые встречаются в документах XV в. в связи с визитом в город великого князя Великого княжества Литовского Витовта. XVII-XVIII вв. — это время появления в городе монахов различных католических орденов, время строительства их резиденций и новых костелов, активной миссионерской деятельности. На рубеже XIX-XX вв. католическая община Витебска была невелика. Католики составляли всего 7%, а поляки — 5% от общей численности жителей города. В Витебске было два католических храма: костел Св.Антония Падуанского на Ратушной площади и костел Св.Варвары на католическом кладбище. Сегодня поляки составляют около 0,4% от общего числа жителей Витебска. Часть прихожан католической общины составляют белорусы, русские, украинцы. В городе существуют четыре пара-фии: при костеле Св.Варвары, при костеле Св. Антония Падуанского (ул. Гагарина), при костеле Иисуса Милосердного (ул. Воинов-интернационалистов), при костеле Матери Божией Салицинской (пр. Черняховского). Большинство храмов (кроме костела Св. Варвары) находится в стадии перестройки и реконструкции.
Реформаторская община в Витебске появилась в XVI в. Протестантское население Витебска на рубеже XIX-XX вв. было весьма незначительным — не более 2%. В основном это были этнические немцы или латыши, волей судьбы оказавшиеся в городе. В 1833 г. по приказу императора Николая I местным «немцам евангелическо-лютеранского вероисповедания» было передано здание бывшего пиарского костела, в котором они открыли кирху.
К концу 1880-х гг. община получила от городских властей участок земли под лютеранское кладбище, часть которого сохранилась до настоящего времени (Старосеменовское кладбище).

Костел Св.Варвары
ул. Ленинградская, 25
Костел Св.Варвары был построен в 1884 г. по проекту местно¬го инженера Виктора Юноши-Пиотровского из красного неоштукатуренного кирпича в стиле неоготики. Обращение архитекторов рубежа XIX-XX в., работавших в Беларуси, к стилю псевдоготики можно объяснить широким распространением в тогдашнем обществе идей польского романтизма. Жестокой регламентации официальной архитектуры противопоставлялись экзотичность и живописность сооружений древнего стиля готики. Свое наименование костел получил не случайно — Св.Варвара считается покровительницей умерших. В годы советской власти костел был закрыт, но подвергся незначительным разрушениям. Старое кладбище рядом с костелом было полностью уничтожено, так же как и стоявшая рядом с храмом каплица. В 1988 г. началась реставрация костела, которая была закончена в 1994 г. В настоящее время восстановлена и каплица Вознесения Св.Креста. В костеле установлен орган, и по воскресеньям совместно с Витебской областной филармонией проводятся концерты органной музыки.


Музеи

Музей-усадьба И.Е.Репина «Здравнево»
Музей-усадьба расположен в 16 км к северу от Витебска и в 2 км от трассы «Минск — Санкт-Петербург» (ориентир — поселок Руба). Проезд на пригородном автобусе от автостанции «Смоленский рынок» тел: (0212) 29 16 73
Усадьбу «Здравнево» на живописном берегу Западной Двины в окрестностях Витебска известный русский живописец Илья Ефимович Репин (1844-1930) приобрел в 1892 г. Художник много занимался благоустройством усадьбы, по его рисункам был перестроен главный усадебный дом. Здравнево посещали члены семьи художника, его родственники, знакомые, ученики. Недалеко от усадьбы на кладбище приходской церкви в деревне Слобода был похоронен отец И.Е.Репина. На протяжении 1892-1901 гг. в Здравнево художником были созданы картины «Белорус», «Осенний букет», «Лунная ночь», «Дуэль», «На солнце» и др. Музей в Здравнево был создан в 1988 г. Среди наиболее ценных экспонатов, хранящихся в настоящее время в фондах областного краеведческого музея, — репинские акварели, рисунки, иконы, написанные для Слободской церкви, а также подлинные фотографии, письма, книги.
В феврале 1995 г. здание музея-усадьбы было уничтожено пожаром, в 2000 г. было закончено его восстановление. В настоящее время посетители музея могут ознакомиться с музейной экспозицией, усадебным комплексом и отдохнуть в живописном уголке белорусской природы, вдохновлявшем художника.


Фото г. Витебска

Фото усадьбы И.Репина
Tags: Беларусь, Статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments