marinaizminska (marinaizminska) wrote,
marinaizminska
marinaizminska

Categories:

О Витебске ч.1

Витебск сегодня
Сегодняшний Витебск — административный центр Витебской области, город с развитой промышленностью, сетью учебных заведений, который в последнее время все чаще называют культурной столицей Беларуси.
Сейчас в нем проживает около 350 тысяч человек, из которых примерно 77% составляют белорусы, 19% —русские, 2% — украинцы.
Продукция витебских предприятий — станки, телевизоры, ковры, шелковые ткани, верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носочные изделия, кожаная обувь, меховые изделия — известна далеко за пределами города и республики. В Витебске много студентов. Они обучаются в педагогическом и технологическом университетах, медицинском институте и ветеринарной академии. В городе два театра, девять музеев, шесть выставочных залов. Имея богатую историю и культурные традиции — в Витебске родился всемирно известный художник Марк Шагал, жили и работали художники Казимир Малевич, Эль Лисицкий, философы Николай Лосе кий, Михаил Бах-т ин и др., — витебляне не только «проживают» свое культурное наследство, но и создают новые традиции.
Вот уже более десятка лет в городе проводятся различные фестивали, собирающие гостей и участников из разных стран мира. Широкой известностью в республике и за ее пределами пользуются фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», Шагаловские дни, музыкальный фестиваль им. И.И. Соллертинского, Международный фестиваль современной хореографии.


История Витебска: город, которого нет

Как и большинство городов Восточной Европы, Витебск возник у слияния двух рек — Западной Двины, несущей свои воды в Балтийское море, и впадающей в нее Витьбы. От имени последней город и получил свое название. На протяжении нескольких последних десятилетий Витебск активно изучается археологами, исследованиями которых установлено, что первыми на территории города поселились балтские племена днепродвинской культуры. B VI-VIII вв. на смену им пришло славянское племя кривичей, которое ассимилировало своих предшественников и построило укрепленное городище.
Дальнейшая витебская история фиксируется уже в письменных источниках. В XVIII в. городскими обывателями Михаилом Панцирным и Степаном Дверкой, большими любителями старины, был составлен один из первых сводов истории города, который получил название «Витебская летопись». Согласно легенде, записанной в этой летописи, город основала киевская княгиня Ольга в 974 г., которая, возвращаясь из похода на ятвягов и печенегов, облюбовала здешнюю гору, заночевала на ней, а потом заложила здесь замок, в котором построила две православные церкви. Красивая легенда, только ее правдивость вызывает большие сомнения. Начнем с того, что княгиня Ольга умерла в 969 г. А если даже и допустить, что «летописцы» перепутали местами две последние цифры в дате основания города, то опять-таки ничего не получается: жена князя Игоря стала христианкой только около 957 г., поэтому построить в Витебске в 947 г. две церкви княгиня-язычница никак не могла. Несмотря на это, миф о княгине Ольге неплохо прижился в витебской истории, и официальной датой основания города считается 974 г.
В XI в. в древнерусских летописях Витебск упоминается как владение полоцких князей, а в начале XII в. становится центром удельного княжества. Появление в городе князя с дружиной вызвало необходимость укрепления его обороноспособности. В это время в Витебске появляются два замка — Верхний, где на Замковой горе строится резиденция князя, и Нижний, где живет люд попроще. Город обводится мощным оборонительным валом и системой водных укреплений, образованной реками Двиной и Витьбой, а также ручьями Дунаем и Замковым. В XII в. в Витебске был построен и первый каменный храм — Благовещенская церковь. На протяжении целого ряда последующих столетий церковь пользовалась особенным почетом у горожан: в ней хранились королевские грамоты и городские книги, купцы спокойно оставляли свои дорогие товары в ее подвалах — воровать из храма никто не решался.
Достаточно интенсивное экономическое развитие города обусловило его выгодное географическое положение на знаменитом торговом пути «из варяг в греки» — из региона Балтийского моря к морю Черному. Последним удельным витебским князем был Ярослав Васильевич. В 1318 г. он отдал свою единственную дочь Марию в жены литовскому князю Ольгерду, сыну Гедимина. В 1345 г. Ольгерд стал великим князем Великого княжества Литовского — так Витебск мирным путем вошел в состав нового государственного объединения. В скором времени Мария Ярославна умерла, и Ольгерд женился во второй раз. Тверская княжна Иулияния Александровна стала пожизненной владычицей Витебского княжества. В 1355 г. в Витебске случился сильный пожар, в результате которого выгорели почти все строения и деревянный замок. После этого Ольгерд решил построить в городе замок каменный, и работами по его возведению руководила княгиня Иулияния — муж в это время был на войне с пруссами. Польский хронист XVI в. Матей Стрыйковский утверждает, что, будучи в Витебске, ему приходилось видеть в церкви Архангела Михаила, стоящей в Верхнем замке, «портрет Иулиянии, древнего письма, где она изображена вместе с мужем своим Ольгердом». К сожалению, церковь сгорела еще в начале XVII в., а Замковая гора, на которой стоял Верхний замок, была уничтожена в XIX в.
С 1506 г. Витебск — центр Витебского воеводства. Был утвержден герб воеводства «Погоня» — изображение всадника со щитом и поднятым над головой мечом на красном фоне.
В 1569 г. Великое княжество Литовское и Королевство Польское объединились в федеративное государство — Речь Посполитую. По условиям унии княжество сохраняло свои высшие органы власти, финансы, войско, законодательство.
В 1597 г. от короля Речи Посполитой Сигизмунда III Витебск получил жалованную грамоту на магдебургское право. Подписанный королем на сейме в Варшаве документ освобождал витеблян от многочисленных повинностей, суда и власти воевод и старост, а также давал им возможность регулировать всю городскую жизнь с помощью собственной системы юридических норм. Витебск получил также право на городской герб, изображение которого вводилось на городскую печать и знамя. О гербе в королевской грамоте говорилось следующее: «Герб надаем месту нашому Витебскому, в блакитном полю образ святого Спаса Збавителя нашого, и при том зараз трохи нижей меч голый червоный, што ся мает розуметь кровавый». Окровавленный меч символизировал мощь витебских замков — для всей Речи Посполитой Витебск являлся важной в стратегическом отношении крепостью у восточной границы государства. Изображение головы Иисуса Христа на гербе было представлено в профиль, что в европейской геральдике встречается исключительно редко.
На 1596 г. приходится заключение союза между православной и католической церковью — Брестская церковная уния. Смена религии в обществе редко бывает бескровной. Обращение православных церквей в униатские вызвало недовольство витеблян, которые в ноябре 1623 г. убили находившегося на то время в городе униатского архиепископа Иосафата Кунцевича. По решению чрезвычайного комиссарского суда, которому было поручено расследование преступления, его зачинщики были казнены, а город лишен Магдебурге ко го права, привилеев на беспошлинную торговлю и подчинен власти воеводы. Право на самоуправление Витебску было возвращено только через 20 лет.
В 1654 г. началась война Речи Посполитой с Московской державой. После изнурительной трехмесячной осады Витебск был взят русскими войсками под командованием воеводы Василия Шереметьева и возвращен Речи Посполитой только через 13 лет по условиям Андрусовского перемирия 1667 г. Поврежденные и обветшавшие сооружения замков — а к тому времени в Витебске их было уже три: Верхний, Нижний и Взгорский — по приказу царя Алексея Михайловича были восстановлены. В 1664 г. был сделан «Чертеж места Витебска» — план восстановленных замков, который был отправлен в Москву для представления пред ясные очи великого государя. «Чертеж» представлял собой графический трехмерный план города, куда были нанесены не только замковые укрепления, но также храмы, жилая и общественная застройка города. Он сохранился до наших дней, сейчас находится в архиве древних актов в Москве и для специалистов является непревзойденным источником по топографии средневекового Витебска.
Последнюю точку в истории Витебска как мощной крепости на Двине поставил российский император Петр I. Во время Северной войны (1700-1721), которую Россия вела со Швецией за выход к Балтийскому морю, в 1708 г. Петр I приказал бывшим в его армии казакам и калмыкам поджечь Витебск с четырех сторон. Это была месть российского самодержца жителям города за то, что они тайно послали 7000 талеров собственному королю Станиславу Лещинскому, которому помог взойти на трон шведский король Карл XII. Вот как это событие было описано в местной летописи: «Капитан Соловьев с пятью сотнями конных казаков и калмыков, месяца сентября 28 дня, выжег целый Витебск: замки, город, ратушу, лавки, Взгорье, Заручевье, Задунавье, четыре костела, двенадцать церквей, а с Заречья взял выкуп 600 талеров битых». С тех пор город обеднел, население в нем уменьшилось, торговля упала. Витебские замки после этого уже не восстанавливались. В XVII в. в Витебске появляются католические монахи, представители доминиканского, иезуитского, тринитарского, пиарского и бернардинского орденов, а также женского ордена сестер-марьявиток. В XVIII в. они строят в городе свои резиденции и каменные храмы, преимущественно в традициях широко бытовавшего тогда на территории Беларуси стиля барокко. При монастырях открываются школы, где ведется обучение светских и духовных лиц. Особыми традициями в области образования выделялся орден иезуитов. В самом центре Витебска (сегодня это площадь Свободы) иезуиты построили здания своего коллегиума и костела. При коллегиуме действовали философская студия для монахов, школа для светского юношества, музыкальная бурса (семинария), конвикт (общежитие) для шляхты. Здесь же находилась библиотека, работала аптека, обслуживавшая и жителей города, по праздникам устраивал представления школьный театр. В иезуитском костеле Св.Юзефа находилась фамильная усыпальница князей Огинских, которые в то время по богатству и влиянию на жизнь Речи Посполитой могли соперничать только с такими магнатами, как князья Радзивиллы (три поколения князей Огинских жили в городе, занимая посты подкомория, каштеляна, воеводы). Монахи-иезуиты находились в Витебске до 1820 г., пока деятельность их ордена не была запрещена указом царя в пределах Российской империи. Позднее их костел был передан в православное ведомство, а в 1950-х годах — полностью уничтожен.
В результате первого раздела Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией Витебск в 1772 г. вошел в состав Российской империи. В это время в городе было 18 униатских церквей и 2 униатских монастыря, 8 католических монастырей и 1 костел, еврейская синагога. Единственная православная церковь находилась в двух верстах от города в мужском Марковом монастыре. Однако конфессиональная ситуация при новой власти очень быстро поменялась: после запрещения в 1839 г. унии в Российской империи все униатские храмы были переданы православным, после восстаний 1831 и 1863 гг. значительно сократилось количество костелов. К началу XX в. в Витебске было уже только 2 костела и почти три десятка православных церквей. Значительный рост еврейского населения Витебска в XIX — начале XX вв., связанный со введением еще во времена Екатерины II черты оседлости, обусловил и быстрый рост числа синагог и молитвенных домов — в предреволюционные годы в городе их было уже около 70.
К сожалению, свидетельств средневековой истории Витебска вы сегодня почти не найдете. Встречу с городом, которого нет, может подарить вам только находка археолога или перо историка. Госпожа археология бывает удивительно щедра — она в состоянии познакомить вас с подземным Витебском. Каждому внимательному прохожему она готова подарить физическое соприкосновение с историей: по узким ступеням витой лестницы позволит спуститься в подвал уже не существующего храма, даст возможность подержать руку на шершавом от следов раствора кирпиче с отпечатком собачьей лапы. Подземный Витебск... За десять столетий этот город стал значительно богаче, чем разрушенный войнами и злой волей людей Витебск наземный. На его улицах до сих пор стоят не видимые нашему глазу строения. Из его фундаментов может подняться только утраченная красота. Город, которого нет, — сакральное хранилище корней нашей культуры...


Хронология важнейших событий истории Витебска

VI-VIII в. На территории современного Витебска возникло первое поселение кривичей
974 дата основания города, согласно Витебской летописи VIII в. Михаила Панцирского и Степана Аверки
1021 первое упоминание в «Софийской I летописи» о Витебска, как о владении полоцкого князя Брячислава Изяславовича
1101 образование удельного княжества с центром в Витебске
1020 вхождение Витебска в состав Великого княжества Литовского
1506 образование Витебского воеводства
1569 Люблинская уния – объединение Королевства Польского и Великого княжества Литовского, вхождение Витебска в состав Речи Посполитой.
1597 от короля Речи Посполитой Сигизмунда III Витебск получил грамоту на магдебургское право. Утверждение герба города, строительство ратуши
1623 восстание горожан против Брестской церковной унии, убийство униатского архиепископа Иосафата Кунцевича
1624 лишение города магдебургского права
1644 Возвращение городу магдебургского права
1667 оккупация Витебска войсками московского царя Алексея Михайловича
1708 Витебск был сожжён по приказу Петра I
1772 в результате первого раздела Речи Посполитой город вошёл в состав Российской империи
1796 Витебск стал центром Белорусской губернии
1802 образовалась Витебская губерния с центром в Витебске
1812 оккупация города французскими войсками императора Наполеона Бонапарта
1838 в городе было т58 улиц и 3 294 здания, из них - 198 каменных
1897 в городе проживало 66 143 человека, имелось 2 800 домов, действовало 102 предприятия
1917 установление советской власти в Витебске
1918 Витебск и губерния вошли в состав Западной области РСФСР
1924 по новому административному делению Витебск был включён в состав БССР
1938 образована Витебская обл. площадью 40 100 кв. км.
1941-1944 оккупация города немецко-фашистскими захватчиками
1974 празднование 1000-летия Витебска


Архитектурные достопримечательности Витебска


Ориентируясь на те здания, которые до сегодняшнего дня сохранились в Витебске, можно совершить путешествие в историю города XIX — начала XX вв., что, собственно, мы и сделаем вместе. Наверно, все гиды на свете предлагают совершать прогулки по старому городу пешком. Последуем этой традиции и мы.
Сегодняшнюю площадь Свободы в Витебске украшает здание, построенное в 1883 г. для Окружного суда. Сейчас в нем размещается Художественный музей (ул. Ленина, 32). Авторами проекта здания являются архитектор Министерства юстиции И.Каминский и инженер Н.Корчевский. Презентативная П-образная в плане постройка дополнялась боковым крыльями неодинаковой длины. Большое художественное значение имело крыльцо перед главным входом, выполненное в технике металлического литья. Широкая литая металлическая лестница до сих пор украшает и интерьеры здания. Соединение элементов неоклассицизма и модерна в архитектурном решении здания позволяет отнести его к числу наиболее интересных памятников архитектуры Витебска конца XIX века. В 1920-х годах в здании размещался Дворец труда и губернский совет профсоюзов, позднее — Витебский областной комитет Компартии Белоруссии, уступивший свою резиденцию учреждению культуры только в 1992 г.
К большому сожалению, сегодня не приходится говорить о целостном ансамбле площади Свободы, т.к. практически все здания, некогда плотным кольцом стоявшие по ее периметру, разрушены. Но в свое время сама площадь, тогда называвшаяся Соборной, вместе с расположенной всего только через мост через реку Витьбу Ратушной площадью, составляла гармоничную пространственную систему из двух площадей — явление для градостроительной ситуации традиционного белорусского города исключительно редкое. Пересечем и мы мост через Витьбу и двинемся на обозрение красот древнего Взгорья. Свое название «улица графа Л.Н.Толстого» получила еще в дореволюционные времена и благодаря счастливому стечению обстоятельств не утратила до сих пор. В период средневековья улица называлась Подвинской, т.к. соединяла пристань на реке Двине с главной торговой площадью города — Ратушной. Сегодня улица начинается двумя красивыми домами, построенными в середине XIX века. Владельцами обоих зданий — домов №№ 2 и 4 по ул. Толстого — были купцы братья Витенберги. В 1900-х годах одно из зданий у братьев приобрел Московский международный торговый банк, другое — Московский земельный банк, открывшие в них свои витебские отделения. Московский торговый банк выделил деньги на значительную перестройку здания своего витебского филиала (дом №2), после чего оно приобрело ярко выраженные черты респектабельного учреждения общественного назначения. Перестройка производилась по проекту и под наблюдением главного архитектора Витебска Т.В.Кибардина. Новый главный фасад здания с треугольным фронтоном в центре был решен в стиле ампир. Особую привлекательность ему придавали ажурные металлические решетки и консоли балконов второго и третьего этажей. Дом земельного банка (ул.Толстого, 4) значительным переделкам не подвергся. Со временем его помещения стали сдаваться в аренду. С 1906 по 1910 годы в здании размещалась Витебская частная прогимназия Ивана Неруша, где преподавал известный белорусский фольклорист и этнограф Николай Яковлевич Никифоровский (1845-1910). Ему посвящена одна из мемориальных досок, установленных на здании. Вторая мемориальная доска посвящена Владимиру Гавриловичу Краснянскому (1863-1930), известному витебскому краеведу и музееведу. Обе доски были установлены в 1996 г. Автором доски Н.Я.Никифоровскому является скульптор Валерий Могучий, В.Г.Краснянскому - Иван Казак.
Ансамбль Ратушной площади еще в начале XX века составляли здание городской ратуши, Воскресенская церковь и костел Св. Антония. До сегодняшнего дня уцелело одно только здание ратуши. Ратуша для любого европейского города — прежде всего символ независимости. Строить ратуши могли жители только тех городов, которые получали от монарха право на самоуправление — так называемое магдебургское право. Первая деревянная ратуша была построена в Витебске в 1597 г. после получения от короля Речи Посполитой Сигизмунда III грамоты на магдебургское право и стала местом проведения заседаний городского самоуправления — магистрата. Первая ратуша была разрушена уже в 1623 г., когда за убийство униатского архиепископа Иосафата Кунцевича король лишил витеблян магдебургского права. Однако в 1644 г. во время войны с Россией право на самоуправление было возвращено городу королем Владиславом IV и позднее не раз подтверждалось его преемниками. Каменная ратуша была возведена в 1775 году. В ее архитектурном облике соединились черты барокко, что проявилось в декоре и объемной композиции башни, и классицизма, характеризующего корпус постройки. После отмены в городах Беларуси магдебургского права, произведенной Екатериной II, здание использовалось в различных целях. В начале XIX века на его башне находилась площадка пожарной команды (после чего ратушу стали называть каланчой — дозорной вышкой для пожарных), внутри — городская дума и управа, а позднее — еще и полицейское управление. В 1911 г. над основным объемом ратуши был надстроен третий этаж. В 1924 г. здание было передано музею. Витебский областной краеведческий музей находится здесь до настоящего времени.
Рядом с ратушей на протяжении уже нескольких последних лет ведутся строительные работы — восстанавливается здание Воскресенской церкви. В свое время этот храм, возведенный в традициях позднего барокко, общей возвышенностью здания, утонченностью форм и линий, богатым декоративным украшением фасадов оказывал огромное впечатление на зрителя. Первая православная деревянная церковь на этом месте была построена еще в конце XVI в. Каменный храм был возведен в 1772 г. на средства витебского купца-униата Николая Смыка. Поскольку в городе были две церкви в честь Воскресения Иисуса Христа, эта церковь получила наименование Воскресенской Рынковой. Среди 16 униатских приходских храмов, существовавших в конце XVIII в. в Витебске, она занимала главное место и имела статус соборной и кафедральной. Архитектору — автору проекта храма, имя которого остается неизвестным, с успехом удалось решить две важные задачи: возвести храм на небольшом участке земли на углу двух улиц и удачно вписать его в ансамбль площади. В 1834 г. церковь была передана православным и через 7 лет перестроена: над алтарной частью появился массивный барабан с куполом, был сбит барочный фронтон над апсидой церкви, а богато декорированный фронтон главного фасад заменен на простой треугольный. Тем не менее церковь по-прежнему оставалась одним из главных украшений исторического центра города. Храм был взорван в 1936 г. — такими методами советская власть боролась с религией как с философской концепцией восприятия мира.
Еще один храм, входивший в ансамбль Ратушной площади, — католический костел Св. Антония — был построен в традициях позднего барокко в 1737-1768 гг. и уничтожен в 1950-х во время расширения улицы Ленина. Сейчас на его месте с 1987 г. находится фонтан стремя аллегорическими женскими фигурами, символизирующими слияние трех рек — Двины, Витьбы и Лучесы (авторы — скульптор А.Торосян и архитектор В.Андаралов).
Здание Витебской художественной школы №1 (ул. Суворова, 3), построенное в начале XX в., примечательно не только своим архитектурным обликом, решенным в стиле модерн. С 1923 по 1941 гг. здесь находился Витебский художественный техникум, из стен которого вышли такие известные мастера белорусского искусства, как Заир Азгур, Андрей Бембель, Алексей Глебов, Евгений Зайцев, Виталий Цвирко и др. В техникуме учились также народный писатель Беларуси Василь Быков и народный артист Беларуси Анатолий Трус.
Преподавателями в разное время здесь работали Иван Ахремчикт Михаил Керзин, Иегуда Пэн, Владимир Хрустал ев, Михаил Энде, Федор Фогт и др. В настоящее время на здании установлены мемориальные доски в честь выпускников техникума скульптора Сергея Селиханова (1917-1976), архитектора Владимира Короля (1912-1980), скульптора Заира Азгура (1908-1995) и Андрея Бембеля (1905-1986).
На расстоянии нескольких кварталов движения вверх по улице Суворова, где любопытствующий глаз среди современной застройки без труда выделит осколки седой старины, находится сквер Героев войны 1812 года — одно из любимых мест отдыха витеблян. Окружающие его сооружения проливают свет на отдельные страницы истории Витебска и потому заслуживают особого рассказа.
История расположенного на высоком берегу Двины архитектурного комплекса, известного сегодня под названием губернаторского дворца (ул. Советская, 18), на самом деле началась значительно раньше, нежели Витебск в 1802 г. стал центром одноименной губернии. Еще в конце XVIII в. на этом месте существовал загородный дом шляхтичей Кудиновичей, который в 1806 г. был приобретен губернским казначейством и перестроен во дворец губернатора. Время перестройки дома пришлось на период господства на территории Беларуси архитектурного стиля ампир — последней стадии развития классицизма. Некоторые перестройки, произведенные в начале XX века, привнесли в архитектурный облик здания отдельные элементы модерна. Губернаторский дворец связан со многими историческими событиями и именами знаменитых людей, посещавших Витебск. С весны 1811 г. здесь жил белорусский генерал-губернатор герцог Александр Вюртембергский, брат первого короля Вюртемберга и жены российского императора Павла I Марии Федоровны. В 1831 г. во время первой в Европе эпидемии холеры во дворце умер великий князь Константин Павлович, брат российского императора Николая I, возвращавшийся по приказанию венценосного родственника из Варшавы в Петербург вместе со своей морганатической супругой княгиней Лович. В 1853-1854 гг. здесь жил русский писатель Иван Лажечников, тогдашний витебский вице-губернатор, уже написавший свой знаменитый роман «Ледяной дом» и ужасно тяготившийся своим пребыванием в Витебске. Лажечникову не нравилось здесь все: здания, население, его традиции, делопроизводство, язык и даже сама атмосфера. «Город грустный, город сонный», — такими словами начал он одно из своих стихотворений, далее густо сдобренное грубыми антисемитскими высказываниями. Особое слово следует сказать о войне 1812 г. Уже спустя пять недель после переправы через Неман, 16 июля, французские войска вступили в Витебск. Император Наполеон Бонапарт остановился во дворце губернатора. По воспоминаниям его адъютанта де Сегюра, император французов, войдя в покои дворца, отстегнул свою шпагу, бросил ее на стол, заваленный картами, и сказал: «Я здесь остановлюсь. Военные действия кампании 1812 года окончены. Следующий год довершит остальное». Две недели провел император Наполеон в Витебске, потом резко изменил свое решение и повел войска на Смоленск и Москву. На оккупированной территории было создано временное правительство. Обязанности военного губернатора исполнял Шерпантье, гражданским губернатором стал маркиз Пасторе. Разоренный город представлял жалкое зрелище. По воспоминаниям очевидцев, в нем не было слышно ни звона колокола, ни крика петуха: первый был запрещен, а второй съеден. Через два с половиной месяца, осенью 1812 г., французская армия с боями отступала обратно. 26 октября Витебск был освобожден.
Напротив дворца губернатора среди деревьев сквера сегодня возвышается простое и величественное сооружение — памятник в честь героев войны 1812 г. Установлен он был в 1912 г. на средства добровольных пожертвований витеблян. Памятник представляет собой 26-метровый обелиск из блоков красного финского гранита, сужающийся кверху и увенчанный символом Российской империи — чугунным двуглавым орлом на шаре. На памятнике укреплена чугунная доска с мемориальным текстом: «Бессмертной доблести героев Отечественной войны, участников сражений под Витебском 13, 14, 15 июля и 26 октября 1812 года». Автор памятника — архитектор Иван Фомин, проект которого был признан лучшим на конкурсе, объявленном Петербургским обществом архитекторов. Обелиск благородного розовато-коричневого оттенка имеет явные черты стиля ампир, модного в начале XIX столетия, когда происходила война. По углам подиума, на котором установлен памятник, размещены четыре чугунные пушки, отлитые по образцам мортир времен Петра I.
Tags: Беларусь, Статьи
Subscribe

  • В этот день 1 год назад

    Этот пост был опубликован 1 год назад!

  • С днём рождения!!!

    Сегодня день рождения у совершенно чудесного человека, моего друга по прозе.ру и ЖЖ - kastrulenka_6. Дорогая Ольга, ты замечательный и…

  • День фотографа

    У моего френда pantv подсмотрела инфу, что сегодня день фотографа. Значит сегодня мой праздник. Фоткала я сначала на плёночник,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments