marinaizminska (marinaizminska) wrote,
marinaizminska
marinaizminska

Categories:

Шагал и Витебск (продолжение)

Однажды возвратившегося с каникул и по-прежнему не имевшего вида на жительство в столице Шагала арестовал полицейский и, не получив ожидаемую взятку, посадил в тюрьму. Там юношу продержали несколько дней в одной камере с ворами.
В конце 1908 г. Шагал оставил Рисовальную школу, непродолжительное время посещал частную школу живописи и рисования С. М. Зайденберга, а осенью 1909 г. по рекомендательному письму Л. А. Сева поступил в частную школу живописи Е. Н. Званцевой, где преподавателями были Л. Бакст и М. Добужинский. Учебу у Льва Бакста Шагал считал поворотным моментом в своей биографии. «Судьбу мою решила школа Бакста и Добужинского. Бакст повернул мою жизнь в другую сторону. Я вечно буду помнить этого человека», — напишет позднее Шагал в своей автобиографии.
Осенью 1909 г. в Витебске в доме своей приятельницы Теи Брахман Шагал познакомился с Беллой Розенфельд, дочерью богатого коммерсанта. В 1907 г. Белла вместе с Теей закончила Витебскую женскую Алексеевскую гимназию и ко времени знакомства с
Шагалом училась в Москве на высших женских курсах В. И. Герье, где изучала историю, философию, литературу. Уже с первой встречи между Шагалом и Беллой установились отношения романтической влюбленности.
Весной 1910 г. молодой художник принял участие в своей первой выставке — «Выставке работ учениц и учеников Л. С. Бакста и М. В. Добужинского (школа Званцевой)», которая проходила в Петербурге в редакции журнала «Аполлон». Вскоре Лев Бакст окончательно переехал в Париж, где продолжал заниматься театральными постановками, организатором которых выступал Сергей Дягилев. Его место в школе Званцевой занял К. С. Петров-Водкин, но Шагал уже принял решение оставить школу. В начале мая 1911 г. благодаря небольшой стипендии, полученной от депутата Государственной Думы Максима Винавера, он смог выехать в Париж.
Оказавшись в Париже, Шагал окунулся в атмосферу художественной жизни столицы Франции, посещал спектакли Русского балета Сергея Дягилева, Люксембургский музей, Лувр, «Салон независимых», выставки Ван-Донгена и Мориса Дени. Французская живопись произвела на художника сильное впечатление: «Я попал в сферу современных европейских художников. Я в Лувре, стоя перед «Олимпией» Мане, Курбе и Делакруа, понял, что такое русское искусство и Запад. Меня пленили мера и вкус французской живописи».
Вместе со своим другом Александром Роммом, который вскоре приехал из Петербурга в Париж, Шагал стал посещать занятия в академиях «Ла Палетт», где преподавали Дюнуайе де Сегонзак и Ле Фоконье, и «Гранд Шомьер».
Зимой 1911—1912 гг. Шагал поселился в знаменитом «Ля Рюш» («Улье»), где его соседями были Фернан Леже, Амедео Модильяни, Хаим Сутин, Осип Цадкин, Александр Архипенко и др., с которыми, правда, художник, целиком погруженный в творчество, активных контактов не поддерживал. Его друзьями в это время стали поэты Блэз Сандрар, Гийом Аполлинер, Макс Жакоб, русский художественный критик Яков Тугендхольд.
Находясь в Париже, Шагал ненадолго увлекся идеями кубизма. Выставленные в 1912 г. в «Салоне независимых» и «Осеннем салоне» работы принесли молодому художнику первую известность. «Не берусь высказываться о том, что делал Шагал в Париже, — писал позднее критик Максимилиан Сыркин. — По многим признакам он был еще бродящим мутным молодым вином».
В начале июня 1914 г. в Берлине в галерее журнала «Der Sturm», владельцем которой был известный собиратель искусства авангарда Херварт Вальден, открылась первая крупная персональная выставка Шагала, где были представлены 40 картин и 160 гуашей, акварелей и рисунков парижского периода. После открытия выставки, 15 июня, Шагал уехал из Берлина в Витебск, где намеревался провести несколько месяцев.
Но начавшаяся вскоре первая мировая война лишила художника возможности вернуться в Европу. В течение последующих восьми лет он оставался в России, ничего не зная о том, что происходило с его работами, оставленными в Париже и Берлине.
Оказавшись в Витебске, Шагал поселился в родительском доме и приступил к работе над картинами, которые он называл «документами» и которые впоследствии составили знаменитую «Витебскую серию» 1914—1915 гг.
25 июля 1915 г. состоялась свадьба Марка Шагала и Беллы Розенфельд. Вскоре после свадьбы молодожены уехали на дачу в деревню Заолыпе, которая находилась недалеко от местечка Лиозно. Однако уже в сентябре Шагал и Белла должны были переехать в Петроград. Будучи военнообязанным, Шагал поступил на работу в Центральный военно-промышленный комитет, что освобождало его от службы в действующей армии.
В это время Шагал активно участвовал в выставках, проходивших в Москве и Петрограде, общался в широком кругу петроградских художников и поэтов. 18 мая 1916 г. у Шагала и Беллы родилась дочь Ида.
После Октябрьской революции, в сентябре 1918 г., Коллегией по делам искусств при Народном комиссариате просвещения Марк Шагал был назначен комиссаром по делам искусств Витебской губернии. В его компетенцию входила «организация художественных школ, музеев, выставок, лекций и докладов по искусству и всех других художественных предприятий в пределах гор. Витебска и всей Витебской губернии».
Первым крупным делом Шагала на этом посту стало оформление Витебска к первой годовщине революции. «Плакаты его были превосходны, — писал позднее Александр Ромм, — они были именно тем, что нужно для улицы, — яркими, странными, ошеломляющими. Но в них была и тонкость замысла, и большой вкус, они смотрелись как большие картины левого стиля».
28 января 1919 г. в Витебске открылось созданное по инициативе Шагала народное художественное училище — та самая художественная школа, которой ему самому так не хватало в юности в родном городе. Шагал руководил «Свободной живописной мастерской», а через несколько месяцев принял на себя еще и заведование училищем. Благодаря Шагалу преподавателями в училище работали известные художники — Вера Ермолаева, Эль Лисицкий, Казимир Малевич. Силами учащихся и преподавателей в Витебске устраивались выставки, проводились диспуты по вопросам искусства, писались публицистические статьи, был организован Музей современного искусства, насчитывавший более 90 работ 45 художников.
В июне 1920 г. после конфликта с К. Малевичем, к которому перешли заниматься учащиеся его мастерской, Шагал покинул Витебск и уехал в Москву. Тогда художник еще не знал, что больше он уже никогда не вернется в родной город, память и ностальгию по которому он пронесет через всю свою долгую жизнь.
Следующие два года вместе с Беллой и Идой Шагал провел в Москве. В 1922 г., после улучшения советско-германских отношений и подписания Раппальского договора, художник выехал вначале в Каунас, а затем в Берлин. Через несколько месяцев в Берлине к нему присоединились жена и дочь.
Осенью 1923 г. семья Шагалов переехала в Париж, где обосновалась на долгие годы и где к художнику пришли громкая слава и мировая известность. «Шагалу близок и родник, и дождь. И с солнцем он на равных, — писал французский писатель Жан Полан. — Ему присуще чувство душевного единения с миром. Он рисует то, что его занимает: пламенеющие лошади, большеглазые
духи. Он остается самим собой и в радости, и в печали. Вернее сказать, обладает счастливой способностью все-приемлемости».
С 1941 по 1947 г. Шагалы жили в Соединенных Штатах Америки, куда выехали вместе с другими известными деятелями искусства Европы по приглашению Музея современного искусства в Нью-Йорке. В Америке Шагала ждала большая потеря — смерть Беллы, которая в течение многих лет была его доброй советчицей, музой и вдохновительницей.
Возвратившись во Францию, художник продолжал много работать, пробуя себя в различных жанрах изобразительного искусства и неизменно достигая успеха во всех начинаниях. Умер Шагал в возрасте 98 лет на своей вилле «Холмы», расположенной недалеко от города Сен-Поль-де-Ванс на юге Франции.
В годы второй мировой войны Витебск был сильно разрушен. Как важный в стратегическом отношении объект, авиация постоянно бомбила городской вокзал, поэтому на расположенной неподалеку Покровской улице бушевали страшные пожары. Все деревянные дома сгорели. Кирпичный дом Шагалов чудом уцелел, и в нем после войны поселилась семья Мейтиных. В 1970-х гг. до них стали доходить слухи, что дом, в котором они живут рке столько лет, некогда принадлежал всемирно известному художнику Марку Шагалу. Поверить в это было трудно — во всех советских энциклопедиях Шагал значился французским художником, его имя нельзя было встретить в исследованиях по истории искусства Белоруссии. Эмигрант, всю жизнь рисовавший летающих коз и евреев, был крайне не по душе чиновникам от искусства, ортодоксально приверженным только одному стилю — социалистическому реализму.
В 1973 г. открылся Национальный музей «Библейское послание Марка Шагала» в Ницце. В 1987 г. под эгидой ЮНЕСКО весь мир отмечал 100-летие со дня рождения художника. В Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина тогда прошла первая после многих лет замалчивания выставка работ Шагала «Возвращение Мастера». В начале 1990-х гг. в Витебске был создан общественный Шагаловский комитет во главе с поэтом Давидом Симановичем, который свою главную задачу видел в открытии в городе музея художника.
В 1991 г. городским исполнительным комитетом было принято решение о создании в Витебске Музея Марка Шагала, которому было передано здание выставочного зала по улице Путна, 2 (сейчас здесь находится Арт-центр Шагала). Тогда же под руководством первого директора музея Аркадия Подлипского была открыта небольшая музейная экспозиция в одной из комнат дома на Покровской улице, где еще продолжала жить семья Мейтиных. В течение последующих лет на средства Витебского горисполкома при участии «Круга содействия «Дом-музей Шагала в Витебске» из небольшого города Нинбург в Нижней Саксонии была проведена реставрация родительского дома художника, а сотрудниками музея собраны необходимые экспонаты. Торжественное открытие мемориального Дома-музея Марка Шагала состоялось 6 июля 1997 г., в год 110-летия со дня рождения Мастера.
Буквально с первых лет существования музея у него стали появляться друзья и спонсоры во всем мире. «Крутом содействия...» из Нинбурга, который организовали доктор Кристофер Гольдман, Грета Шер, Вольфганг Копф и предприниматель Герхард Виганд, музею были подарены первые литографии Шагала и первые книги о художнике. Большую помощь в формировании коллекции музея оказал доктор Генрих Мандель из города Иррель в Германии, который подарил музею большое количество графических работ художника из личного собрания и около двух тысяч книг, на основе которых в 2002 г. в Арт-нентре удалось открыть специализированную научную библиотеку по творчеству Шагала и искусству классического авангарда. Большую помощь в оформлении графических работ оказал владелец частной галереи графики Шагала из города Майлен в Швейцарии Гюнтер Коматски.
С 1997 г. музеем были установлены тесные контакты с наследниками Марка Шагала — внучками Мерет Мейер-Грабер (Берн, Швейцария) и Беллой Мейер (Нью-Йорк, США), которые также передали в дар музею коллекцию графических работ своего великого деда и занялись организацией в Витебске и Минске
выставок Шагала из собрания семьи. В период с 1997 по 2005 г. было устроено пять таких экспозиций: «Работы средиземноморского периода», «Марк Шагал. Посвящение Парижу», «Марк Шагал. Пейзажи», «Марк Шагал и сцена», «Марк Шагал. Цвет в черно-белом».
В настоящее время Музей Марка Шагала в Витебске располагается в двух зданиях (Арт-центр и мемориальный Дом-музей Шагала) и имеет в своем собрании около 300 оригинальных графических работ художника (литографии, ксилографии, офорты, акватинты). Среди них — иллюстрации к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1923—1925), серии цветных литографий на тему «Библия» (1956, 1960), цикл цветных литографий «Двенадцать колен Израиля» (1964) и др. Кроме того, в коллекции музея находится около 130 произведений тиражной графики таких художников европейского авангарда, как Хуан Миро, Пабло Пикассо, Александр Колдер, Антони Тапиес, Жорж Брак, Фернан Леже, Анри Матисс и др. Научная библиотека музея насчитывает более 3 тысяч изданий, среди которых и весьма редкие публикации о Марке Шагале, помещенные в журналах «Der Sturm», «Kunst und Kunstler» и др., выходивших в первой половине XX века
Каждый год в начале июля в Витебске проходят ставшие уже традиционными Международные Шагаловские дни, собирающие в городе множество искусствоведов, музыкантов и просто любителей творчества Марка Шагала. После долгих лет забвения и отторжения имя художника снова вернулось на родину. И теперь уже навсегда.
Хронология

7 июля (24 июня по ст. ст.) 1887 — рождение в бедной семье на окраине Витебска
1900—1905 — учеба в Витебском городском четырехклассном училище
1906 — учеба в течение нескольких месяцев в школе И. Пэна
зима 1906—1907 — отъезд на учебу в Петербург, поступление в Рисовальную школу Общества поощрения художеств под руководством Н. Рериха
1909—1910 — учеба в частной школе живописи Е. Званцевой под руководством Л. Бакста и М. Добужинского
1911—1914 — пребывание в Париже, посещение академий «Ла Палетт» и «Гранд Шомьер», участие в выставках в Петербурге, Москве, Париже и Берлине
июнь 1914 — возвращение в Витебск, создание «Витебской серии» (1914—1915)
сентябрь 1918 — назначение комиссаром по делам искусств Витебской губернии
январь 1919 — открытие Витебского народного художественного училища
1920 — отъезд из Витебска в Москву, выполнение росписи зрительного зала Государственного Еврейского камерного театра
1922 — отъезд вместе с семьей из Москвы в Берлин
1923 — выход портфолио с двадцатью офортами к книге «Моя жизнь»; переезд в Париж
1923—1925 — создание серии офортов к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя (тираж отпечатан в 1927 г.)
1924 — первая ретроспектива работ Шагала в Париже (122 картины 1908—1924 гг.)
1930 — выход серии офортов к «Басням» Лафонтена
1931 — посещение Палестины, начало работы над иллюстрациями к Библии; выход в Париже на французском языке книги Шагала «Моя жизнь»
1933 — на выставке в Мангейме «Большевизм в культуре» работы Шагала публично сжигаются нацистами
1937 — получение французского гражданства
1938 — нацисты убирают из немецких музеев все оставшиеся там работы Шагала и объявляют три его картины образцами «дегенеративного искусства»
1939 — окончание работы над серией офортов к Библии
1941—1947 — пребывание в Америке по приглашению Музея современного искусства в Нью-Йорке
1942 — премьера балета «Алеко» с декорациями и костюмами Шагала (на сюжет поэмы А. Пушкина «Цы-
ганы», музыка П. Чайковского, постановка Л. Мясина) в Мехико
1945 — выход в Нью-Йорке книги воспоминаний Беллы Шагал «Горящие огни» (в Париже книга вышла в 1948 г.); премьера балета «Жар-птица» (музыка И. Стравинского, хореография А. Больма) с декорациями и костюмами Шагала на сцене Американского театра балета в Нью-Йорке
1947 — открытие ретроспективы работ Шагала в Музее современного искусства в Париже, приуроченной к открытию музея после второй мировой войны
1948 — выход серии цветных литографий к сказкам «Тысячи и одной ночи» в издательстве К. Вольфа в Нью-Йорке; выход книги Н. Гоголя «Мертвые души» в двух томах с офортами Шагала в издательстве Э. Териада в Париже (за эти иллюстрации Шагал удостоен Гран-при на XXIV бьеннале в Венеции)
1956 — выход Библии в двух томах с иллюстрациями Шагала в издательстве «Верв» Э. Териада
1957 — выход книги Жака Лассеня «Шагал» с цветными и черно-белыми литографиями художника
1958 — премьера балета «Дафнис и Хлоя» (музыка М. Равеля, хореография Ж. Скибина) с декорациями и костюмами Шагала, выполненными по заказу парижской «Гранд-Опера»
1959 — присвоение Шагалу степени доктора honoris causa в университете Глазго; избрание почетным членом Американской академии литературы и искусства
1960 — избрание доктором honoris causa в университете Брандиса в Массачусетсе
1961 — выход романа Лонга «Дафнис и ХАОЯ» С цветными литографиями Шагала в издательстве «Верв» Э. Териада
1962 — установка витражей «Двенадцать колен Израиля» в синагоге медицинского центра Хадасса в Иерусалиме
1963 — ретроспектива работ Шагала в Японии
1964 — открытие росписи плафона «Гранд-Опера» в Париже; открытие витража «Мир» в резиденции ООН в Нью-Йорке
1965 — присвоение Шагалу степени доктора honoris causa в университете Нотр-Дам (Индиана, США)
1966 — выход серии цветных литографий «История Исхода»
1967 — премьера оперы Моцарта «Волшебная флейта» с декорациями и костюмами Шагала в «Метрополитенопера» в Нью-Йорке; выход книги «Цирк» с цветными литографиями и текстом Шагала в издательстве «Верв»
Э. Териада; экспонирование в Лувре цикла «Библейское послание» (17 полотен и 38 гуашей) — дара художника французскому государству
1967—1978 — работа над двенадцатью витражами для церкви Всех Святых в Тьюдли (графство Кент, Англия)
1969 — открытие в новом здании Кнессета в Иерусалиме мозаики «Стена плача» и трех гобеленов Шагала («Пророчество Исайи», «Исход» и «Вход в Иерусалим»); большая ретроспективная выставка в Гран-Пале в Париже (474 произведения художника)
1970 — большая ретроспектива гравюр Шагала в Национальной библиотеке в Париже; открытие шести витражей в церкви в Цюрихе (Швейцария)
1972 — выставка Шагала в Будапеште — первая ретроспектива работ художника в Восточной Европе
1973 — визит в Москву и Ленинград, выставка работ в Третьяковской галерее; торжественное открытие Национального музея «Библейское послание Марка Шагала» в Ницце
1974 — открытие трех витражей на хорах собора в Реймсе; открытие мозаики «Четыре времени года» в Чикаго
1977 — получение от французского правительства высокой награды — Большого креста Почетного легиона; присвоение звания почетного гражданина Иерусалима
1984 — выставка работ Шагала на бумаге в Национальном музее современного искусства в Париже (позднее выставка была показана в Ганновере, Цюрихе и Риме)
28 марта 1985 — смерть художника на вилле «Холмы» в Сен-Поль-де-Вансе
Tags: Беларусь, Статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments