marinaizminska (marinaizminska) wrote,
marinaizminska
marinaizminska

Categories:

Между нами и адом, между нами и небом — только жизнь, самая хрупкая вещь на свете.

Ад и рай начинаются в сердце человека.

Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с первосвятительским визитом посетил Беларусь. Глава Русской Православной Церкви прибыл на белорусскую землю, чтобы поклониться ее святыням, помолиться с народом, «поговорить от сердца к сердцу». Святейший познавал Беларусь и белорусов четыре дня трех городах — Минске, Полоцке, Витебске.

Патриаршее благословение

Ранним утром 26 сентября у Свято-Духова кафедрального собора было многолюдно. Народ спешил за Патриаршим благословением. В руках прихожан были цветы, в глазах — надежда. На небе — игра света и тени. Небесная гладь сразу явила Его Святейшеству состояние сердца белорусского. В нем шла та же борьба — черной тучи и ясного солнца. Одних к собору привело желание заглянуть Патриарху в глаза, других - ожидание особой благодати, третьих - чаяния государственного масштаба. Глава Русской Православной Церкви появился, и расчувствовалось земное и небесное. «Слезы» свыше блеснули на асфальте, слезы человеческие - в очах прихожан.
— Вспоминаю свою первую исповедь, — поделилась пожилая минчанка Мария Мирановская. - Мы тогда жили при Польше, но ходили в православную церковь. Батюшка спрашивает: «Грешная?» «Нет», — говорю. И так три раза. «Нужно отвечать — грешная делом, словом и помышлением», — помог мне батюшка. С тех пор чувствую постоянную поддержку Бога. Приезд Патриарха для меня большой праздник. Настроение волнительное и тревожное.
«Ждем от Патриарха солнца, света и божьего благословения», — такие признания в разных вариантах можно было услышать из уст прихожан, духовенства, представителей власти.
Солнце залило светом Беларусь только на третий день Патриаршего визита, но белорусы ждали от Святейшего других лучей - света веры. Эти «лампадки» Глава Русской Православной Церкви зажег во многих душах еще в первые минуты своего пребывания на белорусской земле. Он приехал сюда как официальное лицо, но больше — как пастырь, отец. В глазах Патриарха читались отеческая любовь и забота. В словах звучали - простота, искренность, душевность. На паперти кафедрального собора Глава Русской Православной Церкви говорил сердцем.
«Белая Русь - единая органическая часть Святой Руси, наследие святого и равноапостольного князя Владимира, которое мы все принимаем через преемство, сохраняемое православной церковью. Человеческая история - это живая история. И все то, что произошло на берегу Днепра, когда предки наши омыли грехи свои в купели Киевской, имело огромное значение для всей последующей нашей жизни. Через Крещение и мы приобщились к вечным и неизменным духовным и нравственным ценностям, содержащимся в Евангелии. И пока мы находимся внутри этой системы ценностей, мы — православный верующий народ, хранители заветов днепровского Крещения — имеем надежду сохранять свою самобытность, свой непреходящий духовный и культурный опыт. Мы с вами образуем одно цивилизационное общество: русские, украинцы, белорусы, молдаване, те, кто принадлежит единой русской православной церкви. И это наше единство имеет огромное значение. Без духовной составляющей не может быть процветания народа, поддержания общественной нравственности, высоких идеалов, которые так необходимы для полноты человеческой жизни».
— Патриарх сказал дельные вещи, — заметил магистрант БГУ Игорь Волынкин. — Уверенно, без затяжек. Речь очень впечатлила, вдохновила на дальнейшие труды. Приятно, что удалось вблизи наблюдать и слышать Его Святейшество. Возлагаю на него большие надежды в деле духовного возрождения славянских народов.
— Это наш Патриарх, наш духовный отец, — поделилась прихожанка храма Оптинских старцев Людмила. - Хотелось его видеть, слышать. Такие встречи объединяют наши народы. Нужно, чтобы их было больше, особенно с молодежью. То, что сегодня насаждается ей через телевидение, радио, интернет, то в их головах и остается, очень редко что-то чистое и доброе.
Ученики школ, учащиеся средне-специальных учебных заведений, студенты массово приветствовали Святейшего у строящегося храма-памятника в честь Всех Святых. Педагоги отметили, что ребята пришли встречать Патриарха добровольно. Разноцветную по настроению молодежь привело к храму любопытство. Представители педколлективов выразили надежду на усовершенствование взаимодействия церкви и светского образования...
Визит Святейшего Кирилла - седьмое предстоятельское посещение Беларуси за всю историю патриаршества. Предстоятельство - это особый крест сохранения единства православия, крест, который нельзя сбросить ни в шторм, ни в штиль житейский. Он, как в зеркале, отражается в глазах Главы Русской Православной Церкви, в его глубоком, сосредоточенном, тревожном взгляде. Так глядит отец, переживающий за судьбу сына. В пастве Святейшего не одно дитя, а народы. Вместе с крестом Патриарх несет основание единства - молитвенный подвиг за благоденственное житие паствы. Деяния каждого Предстоятеля - это веха в духовном развитии христиан. Профессор богословия диакон Андрей Кураев отметил: «Святейший был близок к Патриарху Алексию Второму, а потому понимает всю тяжесть этого креста. В таких случаях говорят: «Кончилась жизнь, началось житие». Это выход на сквозняк, на подмостки. Кирилл — трудоголик. Он реформатор. Начал проводить административную реформу. Осознает необходимость перемен в нелитургической жизни церкви, понимает, что пришло время оздоравливать семинарии, монастыри. Нужно исследовать эти островки православия. Церковь должна повернуться лицом к миру. Везде накопились вопросы, на которые предстоит ответить Патриарху. Его задача - стать патриархом всей церкви, а не тех, кто за него голосовал. Ему необходимо познать самого себя как патриарха. А это познание невозможно без познания самой церкви. Все назначенцы Алексия остались на местах. Появляются и новые люди. Патриарх не боится назначать ярких талантливых людей, он уверен в своих способностях, щедр на награды. У Святейшего — вкус к жизни, ему интересно работать, знать, как его воспринимают люди».
Белорусская сторона не ставила перед собой глобальных целей, ожидая Его Святейшество, просто «свидетельствовала о жизни страны». Еще накануне приезда Патриарха, Владыка Филарет выразил надежду на то, что «первосвятительский визит обновит настроение народа, напомнит о вечных христианских ценностях».
Патриарх Кирилл не обделил Словом никого. Он обращался к прихожанам храмов Минска, Полоцка, Витебска, посетил Дом Милосердия в столице, встретился с Главой белорусского государства Александром Лукашенко. Вместе они поднялись в храм-памятник в честь Всех Святых, а так же — в расположенный по соседству Троицкий храм. Президент Беларуси отметил особую важность такой встречи для страны. «Для нас этот визит служит ярким свидетельством неразрывных духовных связей белорусского, русского и украинского народов, Вашего искреннего стремления к упрочению славянского единства».
Патриарх Кирилл признался Президенту, что приехал в Беларусь «не КАК домой, а домой». Похоже, у белорусов возникло ответное чувство. Было очевидно, люди принимали не гостя, а домочадца.
Патриарх пообщался с молодежью в Летнем городском амфитеатре Витебска и поделился своими размышлениями с научной и творческой интеллигенцией, представителями светской и духовной общественности во время Торжественного Акта во Дворце Республики. Его Святейшество «нарисовал» лик героя, очертил образ современного верующего молодого человека, раскрыл, какая опасность таится в слове «безопасность».
В ходе визита Патриарх, представители белорусского духовенства и государственной власти обменивались сердечными улыбками, теплыми словами и памятными подарками. Святейший привез в Беларусь несколько икон. В Свято-Духовом кафедральном соборе находится образ Царицы Небесной с памятной надписью. В храме в честь праведного Иова Многострадального, что при Доме Милосердия, об архипастырском визите свидетельствует икона «Знамение». К этим святыням может прикоснуться каждый верующий, а тем самым — и к благословению Патриарха Кирилла, которое прибывает на них.
Веху 16-го Главы Русской Православной Церкви Кирилла определит время, но уже сейчас очевидно, что эпоха Святейшего - это час духовного сплочения наций вокруг христианских ценностей, время лечения и профилактики «рака» души, которым болеет современное общество. Едва ли не в каждой фразе Патриарха звучала мысль о духовном единении, ведь только по этой «крови» и возможно родство славянских народов. Одними экономическими, социально-политическими интеграционными мероприятиями Союз Беларуси и России не скрепить. Без истинной общности в Боге мы, русские и белорусы, остаемся чужими, по разные стороны Днепра. В своих речах Патриарх цитировал белорусских классиков: Я. Коласа, М. Богдановича, В. Быкова. Святейший старался говорить с белорусами на одном духовном и культурном языке.
Центральным событием визита Патриарха стал чин Воздвижения Креста преподобной матери Евфросинии, игумений Полоцкой в Спасо-Евфросиниевском монастыре Полоцка, который совершил Святейший. Глава Синода Белорусской Православной Церкви Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий отметил: «Сей Крест как ключ, которым открываются смыслы белорусской истории, как светильник, которым освещаются сердца и умы народа этой земли, и как меч, которым охраняется державное достоинство Белой Руси».
Святейший пожелал всем, кто приходит поклониться Святому Кресту задаваться вопросом о мире в своей душе, потому что только в мирное и беззлобное сердце входит благодать, ниспосылаемая от Бога.
Как пастырь своей паствы Патриарх Кирилл открыл, зажег и благословил путь белорусского народа к православной вере, который обозначил в своем главном архипастырском наставлении: «Будьте верными Богу». Задача же христиан — стать яростными противниками греха, терпеливо нести свои кресты, помня об общем Кресте всех православных, который мы можем удержать только вместе. Дни Слова прошли, настало время деяний.

Из Слова Патриарха Кирилла к молодежи, сказанного в Витебске

«Я хотел бы свое выступление начать цитатой замечательного французского физика-классика и одновременно философа Блеза Паскаля: «Между нами и адом, между нами и небом — только жизнь, самая хрупкая вещь на свете». Действительно, жизнь и человек — это хрупкие системы. В молодости эта хрупкость не сознается, может быть, только когда упадешь, ударишься или столкнешься с какой-то бедой, вдруг неожиданно вырастает проблема, с которой ты справиться не можешь, тогда возникает состояние неустойчивости. Молодой человек заряжен ведь на будущее, в молодости раскрываются потенции, способности, силы молодежи и потому взгляд молодого человека всегда оптимистичен, взгляд в будущее.
... И только когда человек вырастает, когда он сталкивается с реальными жизненными проблемами, вот тогда он начинает многое переосмыслять. ... Одна из задач молодого поколения заключается в том, чтобы вместе с образованием, вместе с опытом жизни приобреталась мудрость, которая есть способ критического восприятия опыта предыдущих поколений.
.. .В конце концов, результатом мудрости становится такое устройство человеческой жизни, которое все-таки оставаясь хрупким, как правильно сказал Паскаль, одновременно становится и надежным.
... Я думаю, что никогда мы не достигнем правильного ответа на вопрос, «что есть жизнь?», если мы эту нашу жизнь ограничим рамками земного существования. Жизнь - не только хрупкая система, жизнь очень скоротечна....
...Хорошо, если все гладко получается: хорошая семья, хорошее детство, хорошая учеба в школе, хорошее образование, удачный брак, хорошие дети, хорошие внуки, хорошая старость, хорошая пенсия. А если совсем не так? Статистика показывает, что в большинстве случаев это совсем не так. К таким внешне абсолютно благополучным людям себя может отнести меньшинство.
... От того, какие у нас чувства, зависит наше благополучие. Воспитание любви имеет огромное значение для благополучия нашего внутреннего человека, для счастья нашего. Но, наверное, самое важное, что есть у человека, а всё остальное вторичное, — это способность отличать добро от зла, нравственные чувства. И пока человек отличает добро от зла - он человек. А когда он перестаёт отличать, то ничем не отличается от животного. Нравственное чувство заложено Богом в нашей природе - удивительно. Я много раз об этом говорил, и вам ещё раз скажу, что светская, нерелигиозная философия не может объяснить нравственного феномена.
Потому что умение отличить добро от зла — это глобальное чувство человека, живущего в любом месте земного шара и на протяжении любой исторической эпохи.
Религия помогает людям интеллектуально контролировать своё нравственное состояние, потому что внутренний нравственный закон, вложенный Богом в человеческую природу, в религиозных категориях обретает форму человеческого закона: не убей, не укради, не прелюбодействуй, не осуждай — рациональные категории. Нравственный закон в сердце не рациональная категория, он познаётся голосом совести - у одного сильнее совесть, у другого слабее. А религия переводит этот язык совести в совершенно конкретные культурные и рациональные категории. И через эти категории, божественный и нравственный закон входит в культуру людей, в том числе — в право.
...Рай и ад — это не категория наказания или поощрения. Рай и ад возникает уже в этой жизни в наших душах, в наших отношениях. И, если мы способны здесь, на земле, исключать из своего сердца ад, не давать силам зла захватить наше сознание, нашу волю и наши чувства. Если мы в этой нашей земной жизни сформируем внутреннего человека, способного к земному счастью вне зависимости от внешних обстоятельств, хранящего голос совести — вот тогда здесь наступает рай. Этот рай узнаётся нами в любви, в энергии жизни. И когда мы приближаемся к старости, когда начинаем терять силы, этот внутренний человек становится ещё сильнее. Я бы хотел перефразировать Паскаля и сказать, что между нами и адом, между нами и небом — только жизнь. Самая хрупкая и самая прекрасная вещь на свете..!»
«Героем страны не может быть прагматичный политик и жесткий деятель, тиран, как это было в случае с Иваном Грозным или Петром Первым. Люди, подчеркивая значение этих личностей как управленцев, как полководцев, одновременно не приняли их, потому что личная жизнь этих людей была неприемлемой. А вот сочетание мудрости, служения, направленного на благо Отечества, с высоким уровнем духовной жизни, со святос¬тью, — вот это то, что делает образ людей бессмертным, превращает человека в легенду. Мне пришлось, как бы, защищать имя святого Александра Невского. И некоторые мои оппоненты говорили: «Это же человек-легенда! Неизвестно, что там было». А я сказал: «А разве может человек не-легенда стать именем России?» Но человек, ставший легендой, ис¬торическая личность, ставшая легендой, может быть таким символом. Может быть, преподобная Евфросиния могла бы быть лицом Беларуси, потому что это тоже личность того же самого порядка. Я читал о ее жизни, но когда посетил Полоцк, пред мысленным моим взором представилось какое-то ангелоподобное существо. Красивая, молодая женщина, которая имела такую огромную любовь в сердце, такую высочайшую культуру, такую горячую веру...»
«... Ад на земле — это в том числе и ужасы войны. Все начинается не в окопах, не в кабинах танков самолетов, не в штабах, — все начинается в человеческих сердцах. Для того, чтобы напасть на соседей, употребить силу для достижения своих политических, идеологических, экономических целей, нужно быть зверем. Нужно быть человеком с утраченной нравственной основой... Под знаком свободы мы раскрепощаем в себе инстинкт зверя, но одновременно стараемся путем некоего международного законодательства обеспе-чить международный мир. И говорим: «Безопасность, безопасность». Как в Священном Писании сказано: «Когда будут говорить «безопасность», тогда и наступит напасть». Потому что словами — и даже письменными договорами — невозможно установить вечный мир. До тех пор, пока зло — в сердце человека. Вот почему воспитание внутреннего человека — это задача не только связанная с личным благополучием, счастьем человека, но и — с судьбой человеческой цивилизации. Сегодня вопросы нравственности — это не личные вопросы, как нас пытаются в этом убедить, в том числе и в западноевропейской либеральной философской парадигме. Это вопросы, которые имеют жизненно важное историческое значение: будет ли существовать род человеческий, — или в условиях современного вооружения он существовать не будет? Поэтому нравственное воспитание личности является краеугольным камнем вообще во всех усилиях людей, направленных в том числе и на обеспечение мира между странами, между народами, мира во всем мире. Ради этого и работает Церковь...»
«Мне кажется, что слово «современный» предполагает адекватное участие человека в современной жизни. Человек, не способный устанавливать связи с социумом, не способный реализовывать себя в современной ему социальной среде, — такой человек не современный. Значит, это предполагает, что современный человек должен иметь определенный уровень образования, должен быть способен устанавливать коммуникации с другими. Православный современный человек точно так же должен быть современным человеком, способным жить в социуме. Но есть одна черта (может быть, и не одна), которая определяет специфику этого участия в социуме. Нельзя быть православным дома и перестать быть православным в студенческой аудитории. Нельзя быть православным в Церкви и перестать быть православным на студенческой вечеринке. Православие — это не молитва в лучшем случае один раз в неделю в церкви. Это образ жизни. И в первую очередь — это система мотивации поступков.
Человек, бессмысленно совершающий поступки, называется дураком. К сожалению, дурь эта не сразу видна. Иногда она видна, когда люди уже поженились, и вдруг в совместной жизни определяется, что один из них не умеет мотивировать свои поступки. Поэтому для православного человека должно быть свойственно мотивировать свои поступки своими убеждениями. А это значит, что такой человек должен быть нравственным, для него дружба должна быть дружбой, любовь — любовью. Особенно это важно, когда люди достигают возраста, достаточного для вступления в брак. Вот от того, как формируются отношения между молодыми людьми, почувствовавшими влечение друг к другу, любовь друг к другу, будет зависеть благополучие всей жизни. Здесь и важна христианская мотивация. От чего разрушаются наши брачные союзы? От того, что каждый на себя одеяло тащит, начинает жить своей жизнью, союз брачный — и любой другой союз, в том числе и политический союз, — сохраняются тогда, когда в этом союзе каждая из сторон готова что-то отдать для другого. Вот когда есть это желание отдать не по принуждению, а по любви, вот тогда семья становиться очень крепкой. Когда муж видит, что жена живет ради него; когда жена видит, что муж живет ради нее и детей. Дети видят эту красоту отношений, эту гармонию, начинают тоже стараться отдавать себя родителям. А как это важно, когда родители достигнут преклонного возраста.
Я глубоко убежден, что быть православным человеком и уметь мотивировать своей верой поступки, в том числе и очень важные поступки в жизни, это вот — быть современным православным человеком...».
"Однако".
Tags: Статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments