marinaizminska (marinaizminska) wrote,
marinaizminska
marinaizminska

Categories:

Экскурсия №11 от 16 августа 2009г. «Былое в волшебном зеркале озёр» (Уже впечатления)

ФОТО Страусиная ферма "Соловьиная песня"
ФОТО Будслав
ФОТО Озеро Нарочь
ФОТО Лучай
ФОТО Камаи
ФОТО Поставы


Экскурсия № 11 «Былое в волшебном зеркале озёр» 16.08.2009г.

Эта неделя августа выдалась прохладной и дождливой, но желание покидать родной дом, путешествовать, чтобы потом снова вернуться домой – не пропало, а стало даже как-то острее. Сегодня погода улыбнулась нам солнышком и отсутствием дождика, поэтому экскурсия удалась. Ехать нам сегодня предстояло следующим маршрутом: Будслав – Мядель – оз.Нарочь – Поставы – Камаи – Лучай – страусиная ферма.
Началась наша экскурсия с посещения Будслава. Он с туристической точки зрения знаменит костёлом Вознесения Наисвятейшей Девы Марии 18 века. На фасаде этого костёла имеется фреска изображающая две перекрещенные руки – одна в рукаве, принадлежащая Святому Франциску Азисскому, вторая – обнажённая – принадлежит Христу. Значение этой фрески в том, что у Франциска Азисского были стигматы – такие же раны на руках от распятия, как и у Христа. Внутренний интерьер церкви меня впечатлил тем, что росписи стен выполнены в технике «гризаль», то бишь с использованием коричневого цвета и оттенков бежевого и белого. В такой же технике расписан костёл Иоанна Предтечи в Гольшанах, ещё в некоторых церквях можно это наблюдать, но, тем не менее, я не перестаю восхищаться талантом художника, создавшего эти росписи. А всё потому, что при этой технике нарисованное плоское изображение приобретает объём, другими словами, из двухмерного оно «видится» трёхмерным: колонный, лепнина, статуи – всё это кажется настоящим.
Здесь так же есть и более старая часть (17в.) костёла – это раньше, как я поняла, был отдельный костёл, т.к. эта часть носит название Посещение Девы Марии. Здесь был алтарь, выполненный из чёрного дерева, скульптуры святых, связанных между собой кровными узами. Их было около 22, точного числа назвать не могу, т.к. у меня при их пересчёте всё время выходило разное число. Здесь тоже наблюдался оптический обман: боковые части располагались таким образом, что центральная часть алтаря казалась очень глубокой, хотя если приложить к нему руку, то глубина будет не больше длинны вытянутой руки. Визуально глубина гораздо больше. В этот раз мы не стали его посещать, т.к. для этого нужно было пройти мимо алтарной части действующего костёла, у нашего сегодняшнего экскурсовода это, вероятно, не было оговорено со служащими костёла. Рассказываю об этом на основании впечатлений о посещении этого костёла в прошлом году.
Посещаемый нами костёл так же знаменит чудотворной иконой Божьей Матери Будславской, к которой ежегодно стекаются тысячи пилигримов на знаменитые будславские «фэсты». То есть, если костёл назван в честь какого-либо святого, то в день почитания этого святого в данной церкви будет особое, праздничное, богослужение и приток пилигримов.
Город Мядель мы посетили проездом, нигде не останавливались, хотя вид на озеро Мястро открывался просто потрясающий. Это озеро уступает по размерам озеру Нарочь, всего 13 квадратных километров и глубиной 6-9 метров. Кроме озера Мястро, тут есть ещё одно – Баторино, которое соединяется с Мястро одной из самых маленьких (коротких) рек в мире, рекой Протока, длина которого всего 200 метров. Вообще говоря, Нарочанскому краю свойственно иметь между озёрами мелкие ручейки и речушки, что даёт возможность перемещаться из одного озера в другое не выходя из плав.средства. Одними из основных достопримечательностей Мяделя являются Мядельский замок и костёл Божьей матери Шкаблерной. Шкаблерой называется нарядный кусок ткани, одеваемый поверх рясы. Фотографий, к сожалению, нет т.к. мы обозревали всё это без остановок из окошка автобуса.
Остановка у нас была возле озера Нарочь и Кургана Славы, с которого открывался потрясающий вид на озеро. Озеро Нарочь одно из самых больших в Беларуси, его площадь составляет 80 квадратных километров. На теле озера имеется остров, который объявили заповедным в связи с открытием там резиденции. Стела и мемориальные таблички с названиями бригад посвящены партизанскому движению в Беларуси во время Второй Мировой войны.
Далее на пути нашего следования были Камаи, где главной достопримечательностью является храм с элементами оборонного зодчества – костёл Св. Иоанна Крестителя, которому на данный момент более 400 лет (1603-1606гг.), когда мы к нему подошли, то там шла поминальная служба и нам нужно было подождать немного, пока она закончится. До начала мы не успели из-за некоторых (в основном одних и тех же) недобросовестных туристов, которые сначала опоздали на 10 минут к отправке автобуса в Минске, а потом во время стоянки «до ветру на 5 минут» углубились в лес в поисках грибов. Экскурсовод наша сегодня рвала и метала, призывая туристов к дисциплине. В противовес её словам нашёлся один ворчливый и вечно недовольный турист, который жаловался на дорогу (между маленькими городами пролегала гравийка, по которой автобус двигался со скоростью не более 20 километров в час, как я понимаю, туристов это очень напрягало, но и водителя тоже можно понять, при быстрой езде по такому типу дороги камни отскакивают от колёс и царапают краску на автобусе, а перекрашивать транспортное средство – это очень дорогостоящий и трудоёмкий процесс), на то, что экскурсовод в данном месте о чём-то забыла рассказать и в Камаях мы пробыли ровно 1 час 5 минут. В общем, он из автобуса не выходил, и явно всё это время просидел с секундомером. В общем-то, Республика Беларусь страна многоконфессиональная и кроме католиков и православных, коих большинство, есть ещё иудеи, мусульмане, евангелисты и представители прочих конфессий, по ряду причин, не имеющих в конкретных городах Беларуси церквей и молельных домов, но это ведь не значит, что по приезду с экскурсией в небольшой город, главное достопримечательностью которого является костёл, представителю другой религии в него нельзя войти. В данном случае церковь нужно рассматривать, как памятник архитектуры, живописи и истории. В целом экскурсия выдалась насколько интересной, настолько и напряжённой в моральном плане: водитель с самого утра был злой, как чёрт, туристы опаздывали и препирались с экскурсоводом, плюс ещё небольшие технические неполадки с автобусом по дороге домой. Но меня, как оптимиста и человека бывалого в путешествиях по Беларуси, всё это нисколько не смущало.
Так вот, вернусь к костёлу в Камаях.
Пока в костёле шла поминальная служба, мы имели возможность послушать органную музыку и замечательное пение девушки-органистки. Пела она настолько невероятно, что прямо не верилось, что такой талант может быть в такой глубинке, мне даже подумалось, что это звучит запись. Ещё меня удивило то, что она исполнила под орган шансон – песню Михаила Круга «Исповедь», хотя удивляться тут, наверное, особо нечему – это песня о вере и, как мне кажется, личное пожелание покойного, которое он успел озвучить перед смертью. Мне вот, к примеру, очень нравиться песня «ДДТ» - «На небе вороны»:
«… Свеча догорела, упало кадило,
Земля застонав, превращалась в могилу,
Я бросилась в небо за легкой синицей,
Теперь я на воле, я белая птица.

Взлетев на прощанье, кружась над родными,
Смеялась я, горе их не понимая,
Мы встретимся вскоре, но будем иными,
Есть вечная воля, зовет меня стая.»

Очень чётко всё сказано и созвучно моим представлениям о загробной жизни.
Или ещё мне очень нравится:
«Я зажёг в церквях все свечи,
Но одну – одну оставил,
Чтобы друг в осенний вечер
Да по мне её поставил.
Чтобы дальняя дорога
Мне короче показалась,
Чтоб душа, вздремнув немного,
Вновь в Россию собиралась….»

После службы мы имели возможность пообщаться с этой девушкой, она рассказала о себе и о церкви, которой уже 400 лет. Как любая церковь оборонного типа, костёл Св.Иоанна Крестителя имеет подземный ход, через который можно было бы в случае военных действий выводить женщин и детей. Во время Великой Отечественной войны у местного ксендза партизан попросил укрытия от преследования фашистов. Ксёндз вывел его через подземный ход и таким образом спас ему жизнь. Позже, уже во времена советской антирелигиозной борьбы, когда храмы либо взрывались, либо использовались как складские помещения, по воле судьбы тот самый партизан занимался составлением списков тех церквей, которые должны быть взорваны. И эту церковь в Камаях он уберёг от сей грустной участи именно потому, что здесь он получил вторую жизнь. Сама же девушка – Ирина Довжук – закончила училище культ.просвета в Витебске, то бишь играть на органе она научилась сама, (настраивает его, правда, другой человек) а пение её так трогает за душу, что я на миг пожалела, что не живу в Камаях, чтобы слушать её при каждом удобном случае. Тут же в церкви можно приобрести диск (CD-R с чёрно-белой обложкой, отснятой на ксероксе, стоит 15 000, как мне кажется, цена несколько завышена), где она под орган поёт дуэтом с сестрой.
Далее мы переместились в Поставы. Здесь мы прогулялись по площади Ленина (бывшей Рыночной) с фонтаном, скульптурными композициями из камней и забавно подрезанными кустарниками в виде Жар-птицы и бегемотика. Рынок, который тут когда-то находился, был сильно поврежден во время последней войны и ныне разобран. На его месте разбит сквер. Теперь площадь носит имя В.И.Ленина, которому тут же установлен памятник. Вообще говоря, скульптура этого человека имеется в любом мало-мальски большом населенном пункте, и у меня всегда вызывает невольную улыбку замысел скульптора, выполняющий тот или иной памятник вождю. В Минске на площади Независимости, к примеру, Ленин изображён на трибуне и одна его нога немного приподнята, в народе он получил название «Дядька на самокате», в Слониме Ленин указывает рукой в светлое будущее, которое находится в православной Свято-Преображенской церкви, именно в сторону церкви он указует рукой. В Поставах же Ленин изображён идущим (или бегущим), но при этом у него такой таинственный вид, словно он что-то упёр или спешит сообщить кому-то некую страшную тайну. Вокруг Рыночной площади, как и в любом другом городе, где таковая имеется (в Слониме, к примеру), располагались домики ремесленников, которые в отреставрированном виде сохранились и доныне (в виде памятников архитектуры, естественно), кроме жилых домов на площади размещались также торговые ряды — крытый рынок, здания для контор мануфактур, гостиница, аптека, аустерия, постоялый двор, церковь, костел и др.
Потом посетили православную церковь Св. Николая, на месте которой когда-то была деревянная униатская церковь, выполненная в псевдорусском стиле (кон.19 – нач. 20вв.) и восхитительный по архитектурному замыслу неоготичный костёл Св. Антония Падуанского. Вообще говоря, когда мы посещаем какой-либо населённый пункт, где есть православная церковь и костёл (если он готичный и из красного кирпича), то православная церковь у меня всегда ассоциируется с чем-то родным, русским, домашним, с некой небесной защитой, а костёл вызывает ассоциации с замком, вызывает невнятный душевный трепет вперемешку со страхом перед его величием. Хотя это всего лишь влияние архитектуры на субъективное восприятие. Туристам в Поставах дали свободного времени немного, как я поняла, т.к. после посещения православной церкви экскурсовод очень уж долго собирала людей, пересчитывала, уговаривала и пр., мне же она сказала, что мы идём в костел, и я не стала ждать всех и пошла туда первой, чтобы успеть сделать фотографии прежде, чем туристы начнут суетиться вокруг меня и совать голову в кадр.
Поставы пересекает небольшая речка Мяделка, образующая на территории города 2 озера, и вот на берегу одного из этих озёр и стоит этот величественный костёл (построен на месте деревянного францисканского храма), устремивший в небо свои острые башенки. Чтобы подойти к нему, нужно пересечь мост через речку (по мосту пролегает автомобильная дорога), спуститься на берег по лесенке и немного пройти. По мере приближения к костёлу он предстаёт немного в разных ракурсах, что производит неизгладимое впечатление от его архитектурного великолепия и изысканности его форм. Что ни говори, умеют люди костёлы строить!!! Возведён он был в 1880-87 гг.
Вообще, как можно догадаться, название «Поставы» получили от слова «ставок» - небольшое озеро, а так как таких озера тут два, то получились «Поставы».
Далее по пути нашего следования был Лучай. Здесь мы без всяких затей полюбовались костёлом Св. Тадэуша 1766—76 гг постройки, стиль где-то между барокко и классицизмом. Вошли вовнутрь, пообщались с новым ксендзом, он в этом храме всего 2 месяца, надо заметить, что он был очень молодым (примерно 27-30 лет) и уже иметь свой собственный приход очень почётно, я думаю.
И последним пунктом нашего сегодняшнего путешествия была страусиная ферма «Соловьиная песня», которая располагается в 5 километрах от Лучай. Здесь нас дали 40 минут свободного времени просто на то, чтобы самим посмотреть клетки с животными, которые тут были. Кроме страусов тут были лошади, домашняя птица, фазаны, овцы, барашки, волосатые козлы с большими кручёными рогами, олени. Причём олени были оленятами, у которых резались рожки, оны были такого красноватого цвета, очень чувствительные пока. И они так по-детски пищат «пи-пи»!!! Ну чисто детёныши!!!
Экскурсия в целом была очень насыщенная и для меня она особенно ценна была тем, что я попала в города, которые раньше не встречались мне на других маршрутах – это Поставы, Камаи, Лучай и страусиная ферма.
Tags: Досуг, Фото, Экскурсии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments