marinaizminska (marinaizminska) wrote,
marinaizminska
marinaizminska

Categories:

Экскурсии №5-6. 14 и 20 июня 2009г. "Архипелаг Сапег" и "Архитектурные памятники Слонимщины"

Фото г.Слоним
Фото г.Ружаны
Фото г.Зельва
Фото г.Деречин
Фото д.Сынковичи
Фото г.Жировичи



Экскурсия № 5-6. 14.06.2009, 20.06.2009г. «Архипелаг Сапег», «Архитектурные памятники Слонимщины»


Так как маршрут этих двух экскурсий почти совпадал, и экскурсовод была одна и та же дама, то я сочла целесообразным объединить свои впечатления об этих двух экскурсиях в один рассказ.
На первой экскурсии весьма раздражающим фактором оказался плохо работающий микрофон экскурсовода, хорошо, что на последующих экскурсиях этот автобус нам больше не давали. Это я опять из вредности не могу всегда писать только о хорошем, нужно всегда посолить для пикантности.
По маршруту «Архипелаг Сапег» я уже как-то ездила в прошлом году, но там, кроме Слонима и Ружан были ещё Коссово, Меречёвщина и Сынковичи в качестве подарка, сейчас вместо них добавились Зельва и Деречин. Хотя там, кроме костёлов и церквей больше ничего особенного не было, но всё равно любопытно было посмотреть.
Вообще говоря, ездить повторно по тем маршрутам, где я уже побывала, весьма полезно. Дело в том, что каждый экскурсовод показывает разные места на одном и том же маршруте, я имею ввиду, если город большой и в нём несколько экскурсионных объектов, то трудолюбивый экскурсовод покажет всё, а ленивый только часть из них, потом даст туристам свободное время (если туристы города не знают, то они без понятия, как воспользоваться этим свободным временем, такая система мне кажется бессмысленной, разве что только на покупку сувениров и фотографирование) или просто пораньше привезёт их обратно. Да и если знаешь, по какому маршруту в этом городе будут вести экскурсию, можно не думать о том, как не отстать от группы, а отпочковаться от толпы туристов и сделать те фотографии местности, какие хочешь.
В Слониме (первое упоминание в летописях в 1252 году) мы остановились возле православной Свято-Преображенской церкви. Не могу точно сказать, как давно её построили, но её металлические купола (не позолоченные, а серебристого цвета) навевают мысли о современных методах бюджетной постройки церквей.
Слоним пересекается речкой Щарой, которая имеет искусственно распрямлённый рукав, называемый речкой (скорее даже ручейком) Иса. Таким образом часть города представляет собой остров, находящийся меж двух этих речушек. Соответственно, город имеет несколько мостов через эти речки, с которых открывается живописный пейзаж, изюминку которого являют собой рыбаки, ловящие рыбу на удочки.
Название город Слоним получил не от слонов, которые тут ну никак не могли когда-либо жить, а от слов «заслона», «услон». Хотя местные жители не устояли перед соблазном притянуть за уши (или за хобот) этих слоников – на площади перед женским бернардинским монастырём есть цветочные клумбы, украшенные зелёными композициями в виде слонов. Это есть каркас из металлических прутьев в виде слона, а который были вплетены еловые веточки.
Далее мы зашли в церковь Наисвятейшей Девы Марии при женском бернардинском монастыре. Интерьер там просто потрясающий. В одни выходные мы смогли зайти вовнутрь, в другие дверь была закрыта, и рассмотреть интерьер мы смогли сквозь стеклянные окошки в дверях. Т.к. расположение церкви таково, что алтарная часть выходит к дороге, то по канонам церковного зодчества, алтарь нужно «защитить» брамой, то бишь въездными воротами в стене. Самой стены пока нет, её сейчас, как и в прошлом году, заменяет дощатый забор. Брама в стадии постройки. Причём возводят из тех же кирпичей, из которых она была сложена когда-то. С кирпичами произошла целая эпопея. При коммунистическом строе брама была разобрана и кирпичи употребили для других нужд. Не смогу сейчас точно вспомнить, что точно возводили с их помощью – склад или туб.диспансер, но сейчас происходит обратных процесс – то разобрали, браму строят. Только очень медленно, к сожалению…
Далее на нашем пути была синагога постройки 16 века. Точнее руины синагоги взятые под консервацию. В первую экскурсию это были руины из красного кирпича, а через неделю их побелили. Я даже у экскурсоводши спрашивала, не глюки ли у меня – синагога ведь была красной. Она подтвердила это и рассказала экскурсии, что «мы тут с девушкой были неделю назад – синагога была красной, а теперь её побелили». Более сумрачное впечатление руинам синагоги придают стаи ворон, которые на них восседают, периодически взлетают и кружатся. У синагоги нет определённого архитектурного канона, поэтому при строительстве синагоги используют тот архитектурный стиль, который в моде в период строительства. Вообще говоря, синагога не является церковью (домом Божьим) в нашем понимании этого слова. Синагога – это иудейский молельный дом. У иудеев сейчас есть только молельные дома (синагоги), храмов они не возводят. Иудейский храм был только в Иерусалиме, после разрушения от него осталась только одна стена, известная ныне, как «Стена плача», возле которой люди молятся и вкладывают между кирпичиков записочки с желаниями. Поход в синагогу – это очень ответственное и торжественное мероприятие. Посещать синагогу могут только мужчины, женщинам вход сюда запрещён. После посещения синагоги нужно отдыхать – работать уже нельзя.
Потом мы направились на мост через речку Щару. Пейзаж с моста открывается просто захватывающий, очень освежает этот город. Вообще говоря, Слоним город очень чистый и уютный, и люди здесь живут приветливые и улыбчивые. Непередаваемый исторический дух и колорит тут, несомненно, сохранился, несмотря на то, что некоторые и самые главные исторические достопримечательности, как – то оперный театр и замок Сапег тут не сохранились. На месте замка Сапег сейчас располагается частый сектор, укомплектованный 6-ю сотками и хозяева этих соток, наверняка не догадываются, какой исторической памятью обладает та земля, в которую они сажают картошку и из которой выдёргивают редиску. На месте оперного театра сейчас находится парк с дискотекой, где молодёжь, потрясая полуголыми телами, тоже мало догадывается о том, что в этом оперном театре звучали оперы Михала Казимира Огинского, а техническое устройство сцены позволяло выводить на сцену конницу для наземных, а заполняя часть сцены водой и выводя лодки – для морских сражений. Благодаря уникальности данного театра Слоним приобрёл славу «Северных Афин».
Ратуша Слонима представляет собой самый обычный 2-х этажный домик, не обременённый башней с часами. Вообще говоря, ратуша в городе появляется вследствие получения им (городом) Магдебургского права. Это такое феодальное городское право, согласно которого экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь, сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена. Это первое в Европе универсальное законодательство, которое можно было применить в любом торгово-ремесленном городе и основным принципом которого являлось самоуправление горожан. Одновременно с Магдебургским правом города получают и право иметь свой собственный герб. Древние гербы белорусских городов - необычайно интересное явление. Существование этого атрибута свидетельствовало о довольно высоком экономическом и культурном уровне того или иного центра. Герб присутствовал на печати города, чем подчеркивалась его независимость от княжеской или королевской власти. Меня, как любителя изысканных архитектурных форм, ратуша в классическом её понимании впечатляет гораздо больше.
Далее мы подошли к мужскому бернардинскому монастырю, Свято Троицкий костёл которого сейчас находиться на реставрации. Напротив костёла имелись очень древние руины, не 16 век, конечно, всего лишь довоенной постройки – это бывшее здание ткацкой фабрики. Руины очень колоритные, народ их долго и с удовольствием фотографировал. В фильме «В июле 41-го» эти руины были приспособлены под разрушенный бомбёжками вокзал.
Последним нашим пристанищем в Слониме стал костёл Святого Андрея. В этот раз мы смогли войти вовнутрь и поговорить с ксендзом. Он принадлежит ордену капуцинов, что видно по характерному покрою его чёрного одеяния. В качестве пояса здесь используется жгут, повязанный на талии особым образом, один из концов которого завязан на 3 узла, символизирующих 3 обета данные Богу: обет безбрачия, обет не накопительства и обет любви к людям, церкви и Богу. Данный ксёндз человек очень общительный и, по словам экскурсовода, общается не только с экскурсиями, но и с обычными (так сказать – индивидуальными) прихожанами. О чём он с нами разговаривал? О Боге, о Дьяволе, о добре и зле, соблазнах, супружеских взаимоотношениях. Причём о последнем он рассуждал, скорее всего, исходя из собственного опыта. Дело в том, что этот ксёндз не изначально выбрал себе этот путь – служение Богу. Он пришёл в костёл из мира, где учился в институте, работал инженером… Не исповедимы пути Господни, никогда не знаешь, когда жизнь даст крутой поворот и всё вдруг станет по-другому. Мне всегда было интересно узнать, что произошло в данной человеческой судьбе, что человек решил стать священником. Спрашивать я не решилась…
В Ружанах мы сперва посетили костёл Святой Троицы и православную Троицкую церковь в стиле виленского барокко, находящуюся на реставрации ещё с тех пор, как я в прошлом году тут была. Оба храма были закрыты, но по посещению Ружанского костёла в прошлом году, я помню, что там есть большая икона покровительницы путешественников.
Затем мы прибыли к руинам замка Сапег. Судя по наличию оградительной сетки и стройматериалов, здесь идёт если не реконструкция, то консервация точно. В этом дворцовом комплексе у Сапег была, кроме всего прочего, картинная галерея и театр оперы и балета. Они отслеживали все знаменитые зарубежные постановки и ставили их у себя. Каюсь, и в этот раз я не устояла перед соблазном сделать красивые фотографии (чтобы туристы в кадр не лезли) и рассказ экскурсовода достался всем, кроме меня.
Далее были Зельва и Деречин – новые города на этом маршруте. Наш водитель и экскурсовод (и мы вместе с ними) побывали в этих городах впервые. В каждом из этих городов был костёл и православная церковь – это то, на что можно было посмотреть сейчас. У Сапег здесь тоже были замки, но от них либо ничего не осталось, либо курган, на месте замка. К сожалению.
В Зельве мы остановились на стоянке возле костёла Девы Марии (он ещё имеет второе название – костёл Святой Троицы. Это можно объяснить тем, что костёл имеет 2 алтаря, которые освящали под разными названиями). Обошли костёл, сделали фотографии, потом подождали ещё какое-то время пока все соберутся в автобус, накрапывал дождик и я зашла в автобус раньше остальных. Часть людей стояла на улице и слушала рассказы местной бабки об этом костёле. С бабкой в компании был весьма колоритный дедок – пенсионер, который тоже был падок до общения с новыми людьми. В качестве жертвы общения он выбрал нашего водителя (парень примерно моего возраста, может на пару лет старше). Стали обсуждать вождение, дед всю жизнь проработал водителем на почте. Когда он говорил, то как-то забавно высовывал язык, ну бывают у людей вредные привычки: кто-то ногти грызёт, кто-то носом шевелит, а тут высовывание языка… Слушал – слушал наш водитель его воспоминания, а потом и говорит ему: а вы можете так не нависать надо мной, не наклоняйтесь над моим лицом, от вас сильно веет перегаром. Да и люди, которые начали садиться в автобус, проходя мимо дедка, сильно морщились – перегаром действительно веяло.
В первую экскурсию по этим городам деревня Сынковичи с готичной церковью оборонного типа Св. Архангела Михаила 16 века не входила, но экскурсоводша решила перевыполнить план и показать нам её. Честно говоря, у меня не было на это ни физических, ни моральных сил, т.к. я устала, вымокла и замёрзла, но раз большая часть туристов хочет, тут ничего не поделаешь. Час ушёл на то, чтобы выехать из Деречина и добраться до Сынкович. Расстояние тут было не более 30 километров, но мы умудрились заблудиться. Час убили на поиски, несколько раз останавливались и спрашивали дорогу у местного населения. Церковь увидали!!! За время моего последнего здесь пребывания – прошлым летом – тут переложили кровлю. Люди в церкви работают уже новые. Девушка рассказала нам про чудотворную икону, молитвы к которой исцеляют от раковых заболеваний и бесплодия у супружеских пар. Экскурсоводы, как я поняла, используют любую возможность привезти сюда экскурсию, т.к. приход местных деревенских жителей тут минимален, поэтому все деньги на реставрацию и содержание церковь имеет с туристов.
Вторая экскурсия 20 июня 2009г. «Архитектурные памятники Слонимщины» - Слоним, Жировичи, Сынковичи, пролегала буквально по этим же городам. Поехала я сюда ради Жировичского мужского монастыря, который является жемчужиной христианского мира Беларуси. Честно говоря, я всегда думала, что монастырь женский, теперь знаю, что это не так. У входа, как обычно, нужно было скорректировать свой внешний вид, если турист не удосужился одеться по-христиански. Шаль, которой укрывают голову, у меня была, но пересилить себя и одеть в дорогу юбку я не смогла, поэтому воспользовалась тем, что есть у них – выбрала самую яркую атласную юбку, она, правда, была на женщину, во много раз превосходящую меня по габаритам, но это мне не помешало обернуться в неё несколько раз, я просто знаю, что такие яркие вещи придают мне незабываемый колорит. Экскурсию по монастырю у нас проводил молодой парень – студент 4-5 курса духовной семинарии. На территории монастыря находился Свято-Успенский собор (1613-1650гг.)(тот самый собор с фарой и голубыми куполами, который чаще всего изображают на открытках и фотографиях при любом упоминании Жировичей), часовня, Храм Девы Марии (1672г.) и католический костёл Воздвижения Святого креста (1869г.), духовная семинария и академия (это одно здание в красно-розовых тонах с красной черепичной крышей) и братский корпус (жилые помещения). За самой крайней церковью есть небольшое кладбище, где похоронены священники, жившие и служившие в этом монастыре. Священники и семинаристы пользуются компьютерами и мобильными телефонами, но сугубо в рабочих или учебных целях. Надо заметить, что семинария – это учебное заведение аналогичное нашему институту, а академия – это аналог нашей аспирантуры.
Икона Жировичской Божьей Матери считается чудотворной, поэтому к ней не иссякает поток верующих с молитвами и просьбами. Воспользовалась и я такой возможностью.
Далее мы посетили святой источник, который находился в нескольких километрах от монастыря. Это огороженная территория с торговыми лавками, скамейками, домиками для персонала. Сам источник имел несколько метров в длину, начинался ключом, над которым находилась икона в рушнике и заканчивался купелью для окунания. Купель представляла собой 2 деревянных домика для мужчин и женщин. Женщинам при погружении нужно на голое тело одеть специальную рубашку, типа «ночнушки». Они продавались здесь же в лавке или можно ещё было их надыбать в Жировичах в магазине недалеко от монастыря. После погружение в купель эту рубашку нужно высушить и использовать для лечебных целей – одевать, когда сильно заболеешь. Не знаю, использовал ли кто эту рубашку, но по рассказам туристок, большая часть из них окуналась голыми. Я в этот раз оказалась в пролёте. Бывают у женщин такие периоды, когда в 4-х градусную воду лучше не погружаться во избежание нежелательных последствий. Будет повод приехать сюда ещё раз. Зато купила икону Жировичской Божьей Матери и 2 литра святой воды в пластиковой бутылке из этого самого источника.
Экскурсии были просто замечательными, рада что выбралась. Жировичи – то самое место в Беларуси, которое нельзя не посетить!!!
Tags: Фото, Экскурсии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments