marinaizminska (marinaizminska) wrote,
marinaizminska
marinaizminska

Впечатление об экскурсии "Город королевских дворцов и храмов" (Гродно-Лида-Мурованка)

Экскурсия №4 «Город королевских дворцов и храмов» (Гродно – Лида – Мурованка).

2 августа 2008 направилась в западную часть Беларуси по маршруту Лида – Мурованка – Гродно. От Минска до Гродно в одну сторону 286 километров. Предложу сначала некоторую справочную информацию о Беларуси:
А знаете ли Вы, что если карту Беларуси сложить пополам, то названия рек в левой и правой части совпадут? Так называли реки полюбившимися названиями наши предки, когда переезжали на ПМЖ из одной местности в другую.
Кремний – второй по прочности после алмаза материал. Если чёрный кремний, подержать в воде, то такая вода выводит радиацию из организма.
Самая высокая точка Беларуси 348 м. над уровнем моря, самая низкая – 40 м. Самую высокую мы наблюдали на вышеуказанном отрезке пути – между Минском и Гродно.
Дорога – «драть кору» с финно – угорского. Очень многие исторические названия переводятся именно с этого языка. Таким образом «Свислочь» - это река текущая через болота, холодная вода. «Русские» - воины с копьями, вышедшие из воды. Так же имеют общий корень «рус» - «вода» слова «русалка», «Руслан». Слова эти имеют 1000 – летнюю историю.
Наши предки ассоциируют стороны цвета с разными цветами. Восток – голубой, лазоревый, север – белый, юг – красный, запад чёрный. Поэтому были такие названия, как чёрная, белая, красная Русь.
А ещё наша экскурсовод – Галина Антоновна Злотникова, с которой мы ездили в Пинск (она очень любит пешие прогулки, после такой прогулки по Гродно опять была еле живая) пересказала неопубликованную басню Кондрата Крапивы (она прочитала её в библиотеке Литературного института, на то, чтобы переписать или отксерокопировать эту басню нужно специальное разрешение). Называлась басня «Как чёрт совращая ивян» (то бишь жителей деревни Ивье (Iýе), которое мы проезжали). В этой деревне жили очень порядочные жители, муж не изменял жене, все были такие честные и хорошие. И вот Сатана решил нарушить их мирный уклад и дал чёрту задание придти в эту деревню и совращать местных жителей. Чёрт одел лаковые ботинки, фрак и цилиндр поверх рожек. Пришёл он в деревню и начал на улице заигрывать с женой кузнеца, и так к ней и эдак и комплименты говорил. Увидел это дело кузнец и не стал из ревностных побуждений ругать жену, просто решил про себя, что «Это человек не наш!» и дал ему по шапке, то бишь по цилиндру. Цилиндр смялся гармошкой и в образовавшихся дырках стали видны его рожки. Пошёл чёрт дальше и попал на рынок, где местный житель выбирал себе кафтан. Подкрался он к покупателю сзади и шепчет на ухо: «Что же ты выбираешь – ткань гнилая, швы неровные, только деньги зря просадишь!», потом подкрадывается сзади к продавцу и ему шепчет на ухо: «Да у него денег нету, в кармане дырка, он тебе лапшу на уши вешает, облапошит, того и гляди». Переглянулись продавец с покупателем и решили: «Это человек не наш!» и зажали его с двух сторон, что фрак по швам треснул. Пошёл чёрт в местный клуб на дискотеку. А в селе так заведено, что если парень (вынул и ) положил глаз на девушку, то никто другой не имеет права к ней подкатывать. Чёрт же начал всех кадрить, говорить комплименты, приглашать на танец то одну, то другую девушку. Ну в общем парни переглянулись, пошептались и решили, что «это человек не наш», отдавили ему лаковые ботинки и выкинули пинком под зад из клуба. Потом пошёл чёрт в таверну, где мужики после работы пивом и квасом заполнялись. Не помню точно, что он им там впаривал, как-то на секунду потеряла нить повествования, но мужики тоже решили, что «это человек не наш» и вообще выкинули его из деревни. Вот такая прикольная история.
Сначала мы побывали в Лиде. Видели Лидский замок, который представляет собой 4 стены с двумя башенками по диагональным углам. Обошли вокруг, внутри был типа музей и вход и фотография платные, хотя кроме 4-х стен там и смотреть – то нечего. Хитрожёлтые люди просто подходили ко входу, у входа фоткали внутреннюю поверхность стен и быстро убегали, когда билетёрша начинала кричать, что вход и фотография платные. А это вообще свинство, что за просмотр 4-х стен нужно платить деньги.
В Мурованке была церковь оборонного типа 1524 года постройки. За пожертвования на ремонт можно было подняться на смотровую башенку и посмотреть сверху на окрестности. Ну меня и понесло наверх, как и всех остальных. Ход наверх представлял собой узкий лаз шириной, как если я разведу в стороны согнутые в локтях руки (точно это помню, т.к. исцарапала себе все локти, пока спускалась по винтовой лестнице с маленькими ступеньками, локтями я упиралась в стены, чтобы мой спуск вниз был постепенным, а не быстрым, как на лифте, который тут не предусмотрен). Всё бы ничего, если бы часть людей не зашла наверх раньше нас. Так часть людей шла наверх, а часть решила, что пора уже спускаться вниз. Возникла пробка в узком пространстве с маленькими ступеньками. Хорошо, что в стенах периодически встречались небольшие ниши, с помощью которых можно было разминуться со встречным потоком людей. С башенки смотреть особо было нечего – большую часть обзора закрывала крыша. В общем, чувствую себя как-то по – дурацки, что понесло меня в эту башенку, а смотреть там было особо нечего.
Кстати говоря, по пути нашего следования нам встретилась деревня Орки. Галина Антоновна обратила наше внимание на эту деревню, т.к. знакома с произведениями Толкина.
Потом мы наконец – таки добрались до Гродно, где посетили историко-архивный (краеведческий) музей в Новом замке, в Старом замке, который находится напротив Нового (только перейти мост через дорогу) тоже есть музей, но туда мы уже не пошли.
Ещё Гродно пересекает пополам река Нёман, так же, как и Днепр делит пополам Могилёв. В Гродно 19 мостов, из которых 4 через Нёман, 1 железнодорожный и 14 автомобильных. Неманом мы имели возможность полюбоваться с отвесного берега, на котором находился Старый замок. Очень впечатляюще, надо сказать. Потом мы посетили Коложскую церковь, построенную ещё в 12 в., потом совершили длинную пешую прогулку по городу и завершили свой моцион возле Фарного костёла (бывший иезуитский), построенный в 1705 году. Если посмотреть на фотки, то на крыльце этого костёла статуя Христа, несущего крест. Надпись под скульптурой можно перевести, как «Сила в вере». Внутренний интерьер костёла потрясает воображение, невероятно просто. Фотографировала без вспышки, поэтому не очень чётко вышло. А в костёле нам довелось наблюдать за таинством венчания. Видела не целиком, т.к Галина Антоновна повела нас в соседнюю аптеку, где был аптечный музей, работал он до 5-ти, а мы пришли в половине 6-го, посмотрели на баночки – скляночки через решётку и ушли.
Так вот, о венчании. Сначала играл орган и женщина пела очень красивым голосом на незнакомом языке (то ли латынь, то ли польский). Душа замирала от её красивого голоса и проникновенного пения. Жених и невеста стояли перед священником. Он спросил каждого из них о согласии жениться (выйти замуж) за другого. Они сказали, что согласны. Помощник священника подносил ко рту каждого микрофон, чтобы родственники и друзья молодожёнов (и прочие посетители церкви) слышали их ответы. После получения согласия молодых вступить в брак, священник одел «золотые» одежды. Потом жених с невестой давали друг другу клятву верности, как в американском кино «в бедности и богатстве, болезни и здравии» и так далее. Потом они взялись правыми руками, а священник перевязал их скрещенные руки специальным «полотенцем». Я не знаю, как правильно называются все эти предметы. Потом он окропил святой водой головы жениха и невесты. Потом они, свидетели и гости стали на колени. Дальше я не видела, т.к. мы пошли дальше…
А знаете почему фарный костёл имеет такое название? Слово «фарный» может быть применимо к любому католическому костёлу (сам костёл может носить разные названия), если в его архитектуре имеется так называемая «фара» или «световой барабан», как называла его наша экскурсовод Галина Антоновна. На примере моих фотографий Гродненского фарного костёла это не очень хорошо видно, но на словах опишу, что это вроде специального купола с окошками. Слово «фарный» произошло от острова Фарос, который находиться там, где Нил впадает в Средиземное море. На этом острове был Александрийский маяк, признанный седьмым чудом света. Он освещал путь кораблям, в данном контексте он освещать путь людским душам. Не знаю, уместно ли тут это сравнение или это просто экскурсоводческая байка, вешанье лапши на уши. По словам экскурсовода маяк был разрушен во время землетрясения, что тогда должно разрушиться в варианте костёла? Скорее всего эта история была рассказана для того, чтобы выкрутиться, когда экскурсовод указала нам на церковь и назвала её фарным костёлом, а «фары» эта церковь не имела, вот она эту историю и рассказала, чтобы выкрутиться. Как пример фарного костёла могу предложить Фарный костёл в Несвиже
Гродненский фарный костёл носил имя Святого Ксавелия. Фигурой этого святого была украшена верхняя часть фасада костёла, чуть ниже были фигуры Петра и Павла. Все фигуры располагались, как это принято, в нишах в стене фасада. Высота этого костёла 54 метра.
Что могу вообще сказать о городе Гродно. Он мне понравился однозначно больше, чем Витебск и чем Могилёв. Хотя с Могилёвом его роднит то, что город пересекает большая река. В Гродно – это Нёман, в Могилёве – Днепр. Но Гродно, как город, гораздо уютнее, красивее. Могилёв представляет собой смесь Минска с Павлоградом. Честное слово, такие абсурдные ассоциации вызывает. Вот, пожалуй, и все впечатления об этой экскурсии.
Вешаю ещё раз ссылки на фотографии:
Гродно
Лида
Мурованка
Tags: Беларусь, Досуг, Экскурсии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments