marinaizminska (marinaizminska) wrote,
marinaizminska
marinaizminska

Categories:

Посещение музея "Дудутки"

29 апреля 2006 г. в 10.00 персональный водитель Саша и гид Ольга везут меня за 43 км. от г. Минска по Слуцкому шоссе на живописный берег реки Птичь в единственный негосударственный и самый молодой (1994 г.) музей Беларуси «Дудутки» - музей народных ремёсел и действующих технологий.
Первое место, которое мы посетили – ветряная мельница и домик мельника. Мельница стоит на холме и махами к дороге – по словам водителя и гида это очень редкое явление, обычно мельница, как избушка на курьих ножках к дороге либо задом либо боком. У мельницы поворачивается верхняя часть с махами в зависимости от направления ветра. На пороге мельницы лежал млын. Его обычно используют для ручного помола муки, а когда он изнашивается, то его не выбрасывают, а используют как порог для хозпостроек. Согласно народным приметам женщина должна вставать на млын с правой ноги, а мужчина - с левой. Можно загадать желание и оно обязательно сбудется. В мельнице живёт нечистая сила и поэтому, выходя из мельницы нужно креститься и говорить и говорить через левое плечо «Свят, свят, свят». В домике мельника очень уютно – полное отсутствие современной техники, только печь, кровать, иконка в углу, минимум кухонной мебели, в центре комнаты – ткацкий станок, который в данный момент используется как стол для гостей, а на нём водка (то что это не самогон я поняла позднее, когда познакомилась с самогоном), хлеб, сало и лук. Очень вкусно и необычно оказалось.
Потом мы поехали в Центральную усадьбу. Там находятся цеха ремесленников: цех самогоноварения, гончарный, столярный, сыроварня, хлебопекарня, кузница, музей ретро автомобилей, конюшня и помещения с животными. С этого места поподробнее.
Цех самогоноварения. Тут находиться лицензированный самогонный аппарат, в котором вариться самогон из хлебной браги. То есть брага из зерна. Раньше такой самогон могли варить только очень обеспеченные люди, у бедных же зерна хватало только на выпечку хлеба и самогон они варили из свеклы и картофеля. Самогонный аппарат представляет собой трубу, которая проходит через агрегаты разного технологического назначения. Как точно они выглядят, сказать не могу, т.к. они находятся внутри деревянных бочек, наверное, они защищаются от подделок, потому это всё и прячут. Ну, в общем, брага сначала нагревается хорошенько и вариться, после этого она представляет собой мутную жидкость, какую обычно показывают в фильмах, то бишь это неочищенный самогон. Очистку он проходит в следующей бочке, где, по словам гида, должны быть медные пластины, на которых этот самогон и очищается. И последняя стадия самогоноварения – это охлаждение уже сваренного самогона в бочке с постоянной циркуляцией холодной воды и самогон выходит из краника в ведро. Самогон мне принесли на дегустацию с хлебом, солёным огурчиком и гречневым мёдом – было очень вкусно и тогда я поняла, что самогон крепче водки (ну это по моим личным ощущениям). Мёд у них собственного изготовления, т.к. у них есть ульи, но туда мы не ходили, мы пошли дальше.
Сыроварня. Там меня угостили сыром с разными вкусовыми добавками, домашним маслом и хлебом. В процессе белорусского сыроварения отсутствует такая стадия как вызревание сыра. Сыр вариться из молока и творога. Творог греется в молоке. Но не доводиться до кипения, сыворотка потом сцеживается через марлечку и сырная масса выкладывается в форму, где затвердевает, туда же добавляется укроп, тмин и прочие вкусовые добавки. Иногда в творожную массу добавляется яйцо для придания сыру насыщенного жёлтого цвета.
Хлебопекарня. Когда я пришла в хлебопекарню, то мне налили (какое счастье – куда ни приду - везде мне наливают!!!) очень вкусный чай на травах и хлеб местной выпечки, тоже безумно вкусный. Хлеб пекла самая опытная хозяйка в доме. Хлеб ложился на деревянную лопату и клался в печь. Лопаты посыпалась мукой или хлеб ложился на капустный лист. Существовало несколько способов определения степени готовности хлеба. Самый экстремальный способ – это когда хлеб достаются из печки и хозяйка садилась на него, и когда она вставала и хлеб оставался сплющенным (и на нём наверняка оставался отпечаток того места, где спина теряет своё название) – то значит, хлеб ещё не пропёкся, а если он принимал первоначальную форму – то значит он уже готов. Очень опытные хозяйки доставали хлеб из печки и по тому духу, который исходил от хлеба, они определяли его готовность. Можно было отломить кусочек и бросить его в стакан с водой, если он тонул – значит, хлеб ещё сырой, если всплывает – уже испёкся.
Кузница стоит на противоположной стороне от всех остальных строений. В деревнях она тоже стояла отдельно, так как она пожаронебезопасная и в случае возгорания, чтобы огонь не перекинулся на жилые строения, которые в те времена были деревянные и строились очень кучно. В кузнице мне выковали подкову на счастье. Дома её нужно вешать над дверями концами вверх, тогда она напоминает чашу, тогда всё то, что посылает Бог Вашему дому, будет накапливаться в этой подкове-чаше. В кузнице у входа можно заметить, что подкова висит концами вниз – это потому, что в кузнице живёт нечистая сила и тогда весь негатив будет «стекать» по подкове.
В гончарном цеху горшки выпекаются в муфельной печке (вроде бы так это так называется), настоящая печь стоит у них на входе, но она бутафорическая – ей не пользуются и горшки там только для вида лежат. Работают там два мастера. Первый мастер вылепил мне из глины птичку-свистульку и выдавил на ней свои и мои инициалы. Были у него и свистульки-дудочки (только они были не классической формы – дудочкой, а какие Бог послал) дуешь в неё и закрываешь отверстия в определённом порядке и получается музыка. Второй мастер работает на гончарном круге. Раньше гончарный круг приводился в движение руками или ногами, в данном случае мы имеем усовершенствованный вариант – гончарный круг с электроприводом. Мастер размягчил сырую глину специальным молотком и на гончарном круге сотворил горшок и разукрасил его белым, зелёным и голубым цветом.
Далее были животные – лошади, коровы, телята, овцы, козы, кабан, индюк, страусы, куры, гуси, гибрид гуся и курицы – жуткое зрелище надо сказать.
Потом я прокатилась на лошади, купила в лавке глиняную жабу за 7$ и поехала с водителем в корчму.
Корчма находилась в нескольких километрах (сам музей располагается на 40 Га земли – места там много) от Центральной усадьбы. Внутри и снаружи она выглядела весьма уютно и симпатично. Были там ещё беседки для коллективного приёма пищи на улице на случай проведения корпоративных и дружеских вечеринок – еду приносят работники той же корчмы. Были ещё качели, сеновал, баня (уже третья по счёту – две предыдущие сгорели). В центре поляны была площадка для дискотеки и «Древо любви» - толстый деревянный ствол и в него вбиты горизонтальные палки, с привязанными к ним ленточками. Сверху есть фонарик с вкрученной в него лампочкой. По рассказам водителя во время корпоративных вечеринок люди выходят из бани в простынях и участвуют в конкурсе – выкручивание лампочки из фонарика на верхушке древа любви. Весь прикол заключается в том, что пока они лезут на это дерево, простыни с них сваливаются и наверху они уже голые, а их друзья из тех, кто не полез наверх, стоят внизу и хлопают им.
Вот такие впечатления у меня остались после посещения музея, очень довольна и Вам советую съездить!!!

Фото смотреть здесь: http://foto.mail.ru/mail/volnucha/286/
Tags: Беларусь, Досуг, Экскурсии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments